
Фото: PxHere
У Сергея Есенина есть стихотворение, которое называется «Калики»: «Проходили калики деревнями, \ Выпивали под окнами квасу, \ У церквей пред затворами древними\ Поклонялись Пречистому Спасу...» Согласно словарю Владимира Даля, слово «калика» — древнерусское, обозначает оно перехожего человека, странника, который путешествует, проводя жизнь в нищете, смирении и богоугодных делах. Прославляя Христа, калики перехожие пешком ходили по городам и весям. Питались подаянием и не имели постоянного приюта. Странничество — уникальное русское явление, социальный и культурный феномен. Оно стало своего рода духовным подвигом, живым воплощением евангельского завета Христа: «Оставь всё, что имеешь, и следуй за Мной».
По словам исследователя странничества, историка Даниила Дорофеева, в русском страннике воплотился уникальный образ человека, который сознательно отказался от комфорта и в скитаниях стремился обрести Бога. Странничество на Руси получило широкое распространение ещё в начале XI-го века, и вплоть до первой половины ХХ-го столетия на русских дорогах можно было встретить запылённого путешественника в лаптях, с котомкой за плечами, и Христовым именем на устах. Именно такими предстают странники на полотнах знаменитых художников — Репина, Крамского, Перова. Самые первые русские странники имели вполне конкретную цель своих путешествий — они шли в Святую Землю, чтобы поклониться главным христианским святыням. По традиции, на память об Иерусалиме, домой приносили пальмовую ветвь. От слова «пальма» и произошло слово «паломник» — так именовали путешественников на Святую Землю. Впоследствии значение этого слова расширилось, паломниками стали называть путешествующих по любым другим святым местам — монастырям и храмам. Однако паломники рано или поздно возвращались домой, к своей привычной жизни. Странники же, по примеру Христа, «не имели, где голову приклонить» — у них не было ни дома, ни имущества. Часто странники занимались особым видом подвижничества — сбором пожертвований на какую-либо обитель или церковь. Таких странников называли «прошаками». Вот как описывал прошака историк Сергей Максимов: «Всегда почти пожилой, неизменно с книжкой, обернутой в чёрную тряпичку с нашитым крестом. В местах сытых, в городах купеческих и церквах соборных этого люда — длинные шеренги из целых десятков».
Странники не были обычными нищими-попрошайками, которые тоже во множестве встречались на дорогах Руси. Странничество было сознательным путём к Богу. Можно, к примеру, вспомнить знаменитого старца Фёдора Кузьмича, странствовавшего по сибирской тайге в 30-е годы XIX-го века. По легенде, старец этот был ни кто иной, как сам император Александр Первый, пожелавший отречься от мирских дел и инсценировавший собственную кончину. Часто подвиг странничества на Руси совмещался с подвигом юродства. Юродивым странником Христа ради был, к примеру, известный подвижник Филиппушка Блаженный, монах Зосимовской пустыни. До наших дней история сохранила ещё сотни имён и жизнеописаний странников, которые, по словам историка Дорофеева, образом жизни, близким и понятным простому народу, утверждали учение Христа.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема