Как поразительно изменилось значение слова «нормально» в русском языке. Русские эмигранты начала и середины века не понимают этого слова, когда его употребляют современные жители России. «Как дела? — Нормально...» Мы имеем в виду — средне, ничего особенного, сойдет. «Как тебе новый фильм? — Нормальный такой фильм». «Какие у вас с ней отношения? — Нормальные…» Ну то есть, без проблем, без эксцессов.
А для русских эмигрантов такое употребление слова «нормально» — это в известной степени искажение смысла. Они во многом сохранили еще старое восприятие языка, и поэтому для них слово «нормально» — это производное от слова «норма». То есть, существует некая общепринятая норма, и если что-то ей соответствует, то это что-то — «нормальное».
Я говорю все это к тому, что в последнее время часто слышу от людей словосочетание «нормальный православный». Причем слышу я их либо от людей неправославных, либо от тех, кто к Православию себя причисляет, но в Церковь по каким-то причинам не ходит.
Например, я спрашиваю у таких людей: «Как складываются Ваши отношения с православными?» И мне отвечают: «Смотря с какими православными, с нормальными православными — нормально, а с фанатиками — не очень».
— А кто такие фанатики? — спрашиваю я.
И мне отвечают: «Ну, все посты строго соблюдать… Или прямо на все праздники в храм ходить… Это же фанатизм…»
— А кто такие нормальные православные?
— Ну, те кто к этим вещам как-то проще относятся…
Потрясающая вещь! Понятие о норме перевернулось с ног на голову. Получается, что жить полноценной церковной жизнью — с постами, молитвой и регуялрными богослужения — это фанатизм. А найти себе удобную веру, которая не требовала бы ни в чем себя менять и напрягаться, — это нормально. То есть, это соответствует некой норме. Только какой? Поразительно: нормой в сознании многих людей стала не искренняя вера, а теплохладность. А про теплохладность все предельно четко сказано в 3 главе Откровения Иоанна Богослова, также известном как Апокалипсис. Вот цитата: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…»
Почему такой жесткий приговор теплохладности? Я не богослов, но мне по-человечески это кажется очень понятным. Равнодушие — оно не может быть нормой. Равнодушие — это невозможность достигнуть цели. У верующего человека есть цель — быть ближе к Богу. И средства достижение этой цели — церковная жизнь: те самые посты, те самые молитвы и богослужения. Следовать этому и считать это важным — кому-то может показаться фанатизмом. А для меня это как раз норма. Стремиться к тому, что мне дорого. Иметь цель и идти к ней. Я считаю, что только так могу быть нормальным православным.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема