Художник Николай Николаевич Ге — автор знаменитого евангельского цикла полотен, который принес ему признание и славу.
В 1857 году Николай Николаевич с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу, где познакомился с Александром Ивановым, автором монументального полотна «Явление Христа народу». Находясь в творческом кризисе, Николай Ге обратился к Евангелию.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Ему было присвоено звание профессора исторической живописи. Саму же картину для своей коллекции приобрел император Александр II.
Что сам живописец говорил о своём призвании?

В 1863 году в жизни русского художника Николая Николаевича Ге произошло знаменательное событие. Его картину «Тайная вечеря» приобрёл для своей коллекции сам император Александр Второй. Живописец радовался, как ребёнок. Ведь теперь у него были деньги, чтобы купить фрак, и он сможет ходить в Эрмитаж! В 19 веке посетителей без фрака в главный художественный музей не пускали. Бессребреник, вся жизнь которого — в искусстве — так говорили о Ге те, кто близко его знал.
Сам живописец о своём призвании говорил: «Я — художник. Этот дар дан не для пустяков, удовольствия или потехи; дар этот для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть дорогого...» Николай Николаевич был уверен, что его талант должен служить людям. Напоминать им о самом важном. Так родился знаменитый евангельский цикл полотен Ге и та самая картина «Тайная вечеря». Она стала одной из первых работ этого цикла и принесла художнику признание и славу.
Николай Николаевич написал «Тайную вечерю» за границей. В 1857-м году он с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу. В Италии молодой художник познакомился с Александром Ивановым. Тот только что завершил своё монументальное полотно «Явление Христа народу». Картина потрясла Ге. Под впечатлением от неё он долгое время не мог взяться за кисть — художнику казалось, что после ивановского «Явления» всё, что бы он ни написал, будет выглядеть мелким и незначительным. Но работа над картиной на любой сюжет была условием его заграничной стажировки. Когда творческий кризис стал особенно тяжёлым, Ге открыл Евангелие. Художник вспоминал: «И вдруг я увидел Спасителя. Близ него — Иоанн; я увидал Петра и, наконец, уходящего Иуду». Ге вдохновенно принялся за работу. Для начала он вылепил из глины маленькие фигурки, которые олицетворяли персонажей картины. Долго группировал и переставлял их на столе, обдумывая композицию. Экспериментировал со светом. Делал наброски на холсте. Однажды вечером Ге зашёл в мастерскую с масляным фонарём. Глиняные фигурки на столе озарились необыкновенным, мягким светом. Николай Николаевич застыл, поражённый. И бросился к мольберту.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Зрители увидели небольшую комнату, залитую колеблющимся светом. В её центре — Христос. Вокруг него — апостолы. Они смотрят на тёмную фигуру — уходящего Иуду. Через несколько минут он предаст Христа и обречёт его на казнь... За эту работу Николю Ге было присвоено звание профессора исторической живописи. А картину для своей коллекции приобрёл император Александр II.
«Не только у нас в России, но, можно смело сказать, во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине», — так отозвался на «Тайную вечерю» Николая Ге его коллега, художник Илья Репин. А писатель Салтыков-Щедрин посвятил «Тайной вечере» отдельную статью, в которой написал, что картина Ге представляет одно из ключевых евангельских событий во всей его торжественной поучительности, во всей поразительной красоте.
Ученик Николая Николаевича, художник Лев Ковальский, рассказывал, что Ге воспринимал живопись как форму миссионерского служения и своими картинами стремился проповедовать Христа. Талант, данный Богом, нужно посвятить Богу и людям, считал Ге. «Нужно спешить, чтобы побольше сделать для Того, кто нас послал на работу. В этом и жизнь», — говорил художник.
Все выпуски программы Жизнь как служение
2 декабря. О поучениях святого Порфирия Кавсокаливита

Сегодня 2 декабря. День памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, жившего в двадцатом веке.
О поучениях святого Порфирия — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит оставил богатое наследие духовных наставлений, многие из которых были собраны и опубликованы его учеником, архимандритом Ефремом. И вот поучение из его произведений.
О любви к Богу преподобный Порфирий пишет: «Мы любим Господа, потому что Он любит нас. Его бесконечная любовь к нам заставляет наши души воспламеняться божественным огнём».
Действительно, в сердцевине христианского мировоззрения лежит не человеческое стремление, а божественное откровение. И преподобный указывает на эту тайну, говоря, что мы любим Господа не по собственному произволению, но потому, что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь — это всегда ответ, отзвук в душе на бесконечную любовь, которая излилась на нас от Творца.
Она подобна тихому ручью, который начинает журчать, согретый лучами солнца, не создаёт своего тепла, но лишь отражает свет, дарованный ему свыше. Эта божественная любовь не есть нечто отвлечённое. Апостол Иоанн провозглашает её сущностью самого Бога, говоря: «Бог есть любовь». И эта любовь была явлена миру в действии столь великом, что навсегда изменила отношение между Творцом и творением. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О духовном смысле праздника Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии

Сегодня 2 декабря. Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии — это особое торжество в жизни Православной Церкви Благословенной Тавриды, посвящённое прославлению тех, кто пострадал за веру в Крыму в XX веке.
Это прежде всего священнослужители, монашествующие и миряне, которые в годы гонений на Церковь не отреклись от Христа, претерпели мучения, тюрьмы, ссылки, а многие и приняли мученическую смерть. Их исповедничество — это свидетельство непоколебимой веры и стойкости.
Крым имеет свою уникальную историю, и именно здесь многие верующие столкнулись с жестокими преследованиями. Поэтому Собор святых объединяет память о подвигах тех, кто жил и служил на этой земле, а также отдаёт дань уважения и памяти тем, кто своей жизнью и смертью явил примеры христианской любви и верности. Их подвиг напоминает нам о ценности веры и о том, что даже в самые тяжелые времена можно остаться верным и преданным Богу. Этот Собор — живое свидетельство того, что вера в Бога неистребима, и что подвиг исповедников и мучеников продолжает жить в памяти Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О почитании и истории Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»

Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема











