Художник Николай Николаевич Ге — автор знаменитого евангельского цикла полотен, который принес ему признание и славу.
В 1857 году Николай Николаевич с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу, где познакомился с Александром Ивановым, автором монументального полотна «Явление Христа народу». Находясь в творческом кризисе, Николай Ге обратился к Евангелию.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Ему было присвоено звание профессора исторической живописи. Саму же картину для своей коллекции приобрел император Александр II.
Что сам живописец говорил о своём призвании?

В 1863 году в жизни русского художника Николая Николаевича Ге произошло знаменательное событие. Его картину «Тайная вечеря» приобрёл для своей коллекции сам император Александр Второй. Живописец радовался, как ребёнок. Ведь теперь у него были деньги, чтобы купить фрак, и он сможет ходить в Эрмитаж! В 19 веке посетителей без фрака в главный художественный музей не пускали. Бессребреник, вся жизнь которого — в искусстве — так говорили о Ге те, кто близко его знал.
Сам живописец о своём призвании говорил: «Я — художник. Этот дар дан не для пустяков, удовольствия или потехи; дар этот для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть дорогого...» Николай Николаевич был уверен, что его талант должен служить людям. Напоминать им о самом важном. Так родился знаменитый евангельский цикл полотен Ге и та самая картина «Тайная вечеря». Она стала одной из первых работ этого цикла и принесла художнику признание и славу.
Николай Николаевич написал «Тайную вечерю» за границей. В 1857-м году он с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу. В Италии молодой художник познакомился с Александром Ивановым. Тот только что завершил своё монументальное полотно «Явление Христа народу». Картина потрясла Ге. Под впечатлением от неё он долгое время не мог взяться за кисть — художнику казалось, что после ивановского «Явления» всё, что бы он ни написал, будет выглядеть мелким и незначительным. Но работа над картиной на любой сюжет была условием его заграничной стажировки. Когда творческий кризис стал особенно тяжёлым, Ге открыл Евангелие. Художник вспоминал: «И вдруг я увидел Спасителя. Близ него — Иоанн; я увидал Петра и, наконец, уходящего Иуду». Ге вдохновенно принялся за работу. Для начала он вылепил из глины маленькие фигурки, которые олицетворяли персонажей картины. Долго группировал и переставлял их на столе, обдумывая композицию. Экспериментировал со светом. Делал наброски на холсте. Однажды вечером Ге зашёл в мастерскую с масляным фонарём. Глиняные фигурки на столе озарились необыкновенным, мягким светом. Николай Николаевич застыл, поражённый. И бросился к мольберту.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Зрители увидели небольшую комнату, залитую колеблющимся светом. В её центре — Христос. Вокруг него — апостолы. Они смотрят на тёмную фигуру — уходящего Иуду. Через несколько минут он предаст Христа и обречёт его на казнь... За эту работу Николю Ге было присвоено звание профессора исторической живописи. А картину для своей коллекции приобрёл император Александр II.
«Не только у нас в России, но, можно смело сказать, во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине», — так отозвался на «Тайную вечерю» Николая Ге его коллега, художник Илья Репин. А писатель Салтыков-Щедрин посвятил «Тайной вечере» отдельную статью, в которой написал, что картина Ге представляет одно из ключевых евангельских событий во всей его торжественной поучительности, во всей поразительной красоте.
Ученик Николая Николаевича, художник Лев Ковальский, рассказывал, что Ге воспринимал живопись как форму миссионерского служения и своими картинами стремился проповедовать Христа. Талант, данный Богом, нужно посвятить Богу и людям, считал Ге. «Нужно спешить, чтобы побольше сделать для Того, кто нас послал на работу. В этом и жизнь», — говорил художник.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов