Художник Николай Николаевич Ге — автор знаменитого евангельского цикла полотен, который принес ему признание и славу.
В 1857 году Николай Николаевич с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу, где познакомился с Александром Ивановым, автором монументального полотна «Явление Христа народу». Находясь в творческом кризисе, Николай Ге обратился к Евангелию.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Ему было присвоено звание профессора исторической живописи. Саму же картину для своей коллекции приобрел император Александр II.
Что сам живописец говорил о своём призвании?

В 1863 году в жизни русского художника Николая Николаевича Ге произошло знаменательное событие. Его картину «Тайная вечеря» приобрёл для своей коллекции сам император Александр Второй. Живописец радовался, как ребёнок. Ведь теперь у него были деньги, чтобы купить фрак, и он сможет ходить в Эрмитаж! В 19 веке посетителей без фрака в главный художественный музей не пускали. Бессребреник, вся жизнь которого — в искусстве — так говорили о Ге те, кто близко его знал.
Сам живописец о своём призвании говорил: «Я — художник. Этот дар дан не для пустяков, удовольствия или потехи; дар этот для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нём есть дорогого...» Николай Николаевич был уверен, что его талант должен служить людям. Напоминать им о самом важном. Так родился знаменитый евангельский цикл полотен Ге и та самая картина «Тайная вечеря». Она стала одной из первых работ этого цикла и принесла художнику признание и славу.
Николай Николаевич написал «Тайную вечерю» за границей. В 1857-м году он с золотой медалью закончил Императорскую академию художеств и отправился стажироваться за границу. В Италии молодой художник познакомился с Александром Ивановым. Тот только что завершил своё монументальное полотно «Явление Христа народу». Картина потрясла Ге. Под впечатлением от неё он долгое время не мог взяться за кисть — художнику казалось, что после ивановского «Явления» всё, что бы он ни написал, будет выглядеть мелким и незначительным. Но работа над картиной на любой сюжет была условием его заграничной стажировки. Когда творческий кризис стал особенно тяжёлым, Ге открыл Евангелие. Художник вспоминал: «И вдруг я увидел Спасителя. Близ него — Иоанн; я увидал Петра и, наконец, уходящего Иуду». Ге вдохновенно принялся за работу. Для начала он вылепил из глины маленькие фигурки, которые олицетворяли персонажей картины. Долго группировал и переставлял их на столе, обдумывая композицию. Экспериментировал со светом. Делал наброски на холсте. Однажды вечером Ге зашёл в мастерскую с масляным фонарём. Глиняные фигурки на столе озарились необыкновенным, мягким светом. Николай Николаевич застыл, поражённый. И бросился к мольберту.
В 1863 году Николай Ге вернулся из Италии в Петербург и представил картину «Тайная вечеря» Совету Академии художеств. Зрители увидели небольшую комнату, залитую колеблющимся светом. В её центре — Христос. Вокруг него — апостолы. Они смотрят на тёмную фигуру — уходящего Иуду. Через несколько минут он предаст Христа и обречёт его на казнь... За эту работу Николю Ге было присвоено звание профессора исторической живописи. А картину для своей коллекции приобрёл император Александр II.
«Не только у нас в России, но, можно смело сказать, во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине», — так отозвался на «Тайную вечерю» Николая Ге его коллега, художник Илья Репин. А писатель Салтыков-Щедрин посвятил «Тайной вечере» отдельную статью, в которой написал, что картина Ге представляет одно из ключевых евангельских событий во всей его торжественной поучительности, во всей поразительной красоте.
Ученик Николая Николаевича, художник Лев Ковальский, рассказывал, что Ге воспринимал живопись как форму миссионерского служения и своими картинами стремился проповедовать Христа. Талант, данный Богом, нужно посвятить Богу и людям, считал Ге. «Нужно спешить, чтобы побольше сделать для Того, кто нас послал на работу. В этом и жизнь», — говорил художник.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 37. Богослужебные чтения

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Псалом 37-й, о котором мы сегодня поговорим, занимает особое место в богослужении — он входит в состав так называемого «шестопсалмия» — шести избранных псалмов, которые каждый день читаются в храме в начале утрени. Нетрудно догадаться, что этот псалом имеет особую важность. Давайте послушаем.
Псалом 37.
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание моё не сокрыто от Тебя.
11 Сердце моё трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Основной мотив прозвучавшего псалма — глубокое покаяние Давида о тех ошибках и грехах, которые послужили причиной его отдаления от Бога. Давида разрывает и изнутри, и снаружи: грех, словно неизлечимая, мучительная болезнь, отравляет всё его существование. И внешние обстоятельства жизни также ополчились против псалмопевца — всё, как говорится, «не слава Богу», везде сплошные препятствия, проблемы, горести и неприятности — и кажется, что им нет конца.
Складывается впечатление, что Давид не то чтобы «достиг дна», — а находится в не знающем остановки или хотя бы замедления падении всё ниже, ниже и ниже — и с каждым днём становится только хуже. Но в чём же причина такого незавидного положения дел?
Вот как объясняет святитель Николай Сербский: «Каждый новый грех — это новая рана на душе, всякий грех — гной, всякий грех — смрад. Но отчего происходят грехи? От безумия моего, — объясняет пророк. Ум, выброшенный из своей божественной стези, понуждает человека ко греху. Пока не очистится ум, не может и человек стяжать чистоту. А мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16), — говорит Апостол, то есть ум у нас возвращён на ту же стезю, на которой пребывал ум Адама до грехопадения, порождающего смрад. Поэтому, братья, вся православная наука подвижничества сосредоточивает своё внимание на одном главном пункте — на уме человека, на очищении и исправлении ума».
Действительно, святые отцы постоянно говорили о важности «предстояния умом в сердце» — то есть тщательном наблюдении за всеми помыслами, переживаниями, ощущениями, чувствами, которые происходят в нашем внутреннем мире. Беспечное, безрассудное отношение к тому, что внутри — неизбежно приведёт к «душевным пробоинам», сквозь которые обязательно просочится откровенное переступание заповедей Божиих. И когда это произойдёт, внутри водворится тот самый мрак, от которого и стремится избавиться Давид словами искреннего плача и покаяния в сегодняшнем 37-м псалме.
Вот почему и оказался этот псалом в составе шестопсалмия: он пронзителен, снова и снова напоминает о нашем несовершенстве, и, главное, — помогает развернуть боль и печаль нашей души в покаянном настроении навстречу целительной силе Божественной любви и прощению!
Псалом 37. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 37. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 37. На струнах Псалтири
Псалом Давида.
В воспоминание (о субботе)
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня,
и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Ибо стрелы Твои вонзились в меня,
и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей
от гнева Твоего;
нет мира в костях моих
от грехов моих.
5 Ибо беззакония мои превысили голову мою,
как тяжелое бремя отяготели на мне.
6 Смердят, гноятся раны мои
от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник,
весь день сетуя хожу;
8 ибо чресла мои полны воспалениями,
и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно;
кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои,
и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя,
и свет очей моих — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей,
и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети,
и желающие мне зла говорят о погибели моей
и замышляют всякий день козни.
14 А я, как глухой, не слышу,
и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит
и не имеет в устах своих ответа.
16 Ибо на Тебя, Господи, уповаю я;
Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои);
когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению,
и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю,
сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются,
и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро
враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи,
Боже мой! Не удаляйся от меня.
23 Поспеши на помощь мне,
Господи, Спаситель мой!
«В поезде»

Фото: Kseniya Buraya /Pexels
Я помню, как впервые ехала на поезде. Мне было четыре года, рядом были папа и мама, и мы ехали в соседний город навестить моего дядю. Дело было на Дальнем Востоке, где между населёнными пунктами — большие леса. «Как много деревьев, как красиво!» — удивлялась я, глядя в окно вечером. А проснулась — и снова к вагонному окошку, а там всё лес да лес. Но уже утренний, солнечный. И опять: «Как красиво!»
Через много лет такой же восторг ощутил, впервые оказавшись в поезде, и мой сын. Ему было уже лет десять, и в вагон мы сели в ночной темноте. А утром наши соседи по плацкарту переглядывались, улыбаясь и слушая, как радуется мой мальчик. «Смотрите, какое поле! И облака! И деревья!.. Как же красива наша земля и какая она огромная!» Он приник к окошку быстро несущегося поезда, как к порталу в неведомый мир, очень добрый, новый, красочный мир — и радовался, что этот мир реален.
Я вспоминала себя четырёхлетнюю и думала о чуде жизни, которое раскрывается ребёнку вот так, через окно вагона. Маленький человек получает землю, большую и красивую, будто в подарок! Впрочем, почему же «будто». Так ведь и есть: и земля наша, и сама жизнь, души наши — подарок от Господа. А наше дело — стараться это чудо сберечь и дары Господни преумножить.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе