
Декабрь тысяча восемьсот сорок шестого года не радовал жителей Тулы зимней погодой. Из свинцовых, низких туч целыми днями хлестал мелкий дождь. Уставший от осенней слякоти город томился в ожидании первого снегопада. «Что ж тут поделаешь, — бодрились люди, выглядывая с утра в окно, за которым всё так же моросил дождик — погоду не выбирают!» Но если повлиять на атмосферные явления горожане и вправду не могли, то возможности выбрать себе градоначальника у них никто не отнимал. Именно в эти дни в Туле избирали городского голову.
Претендентом на этот высокий и ответственный пост был Николай Никитич Добрынин — купец, хлебопромышленник, деловой и умный, из уважаемой в городе семьи — словом, человек во всех отношениях достойный. И к тому же молодой. Кандидату в градоначальники совсем недавно исполнилось всего-то тридцать пять!
Результаты выборов объявляли субботним утром. Люди собрались у здания Думы. Служащий в синем вицмундире вышел на балкон и назвал имя победителя:
— Николай Никитич Добрынин!
Добрынин и до своего избрания имел в городе репутацию человека, неравнодушного к нуждам ближних. Он делал постоянные пожертвования церквям, устраивал трапезы для нищих и странствующих богомольцев. Но именно в качестве градоначальника Николай Никитич смог наиболее щедро и широко проявить своё стремление помогать людям, так как теперь был в курсе абсолютно всех городских нужд и проблем.
Добрынин с удивлением узнал, например, как тяжело живётся так называемым «нижним чинам» — служащим, чьи должности находились на самых низких ступенях Табели о рангах. Получая грошовое жалованье, они и их семьи, по сути, влачили нищенское существование. Николай Никитич из собственных средств учредил для них денежные пособия, оплачивал жильё, помогал продуктами.
Однажды в начале лета Добрынин посетил Николаевский детский приют. Дети окружили градоначальника, а Николай Никитич спросил, чего бы им больше всего хотелось. И одна маленькая сиротка, подняв на Добрынина большие серые глаза, вдруг неожиданно ответила: «Побегать по травке ...» Поражённый и тронутый до глубины души, Николай Никитич оформил для приюта дарственную на один из принадлежавших ему участков с огромным фруктовым садом. Теперь у сирот была своя собственная дача!
Благодаря стараниям Николая Никитича в Туле появился Богородичный монастырь. На его строительство Добрынин пожертвовал тридцать тысяч рублей. Крупную сумму выделил он и на возведение Богоявленского собора в тульском Кремле.
Уличное освещение, устройство городского сада с аттракционами, открытие конезавода — в осуществление этих и других важных проектов молодой, энергичный градоначальник вкладывал не только казённые средства, но и свои собственные. За широкую благотворительную деятельность в тысяча восемьсот семьдесят девятом году Добрынин удостоился дворянства. Но лучшим подарком для него было доверие сограждан — Николая Никитича избирали на пост городского головы семь раз!
Скончался Добрынин в декабре тысяча восемьсот восемьдесят восьмого. «Почивший был известен добрым сердцем и щедростью благотворителя», — писали тульские газеты.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер