
Детский писатель Анатолий Але́ксин однажды заметил: далеко не всякая хорошая взрослая книга может быть интересна детям. Зато всякое истинно талантливое произведение, написанное для детей, пленяет людей всех без исключения во́зрастов. Эти слова в полной мере можно отнести к произведениям русских классиков для детей. Рассказы, стихи и сказки самых известных наших авторов 19-го и начала 20-го столетия мы с вами найдём под обложкой сборника, который называется «Нет ничего дороже правды».
Герои этих произведений полюбились не одному поколению читателей. На страницах книги мы встретимся с Лягушкой-путешественницей, Девочкой-Снегурочкой, Журавлём и Цаплей, Вороной и Лисицей. Вспомним, как когда-то давно родители впервые познакомили нас с этими и другими яркими и запоминающимися персонажами. И теперь уже сами сможем познакомить с нашими старыми друзьями своих детей. Нестареющие, не теряющие актуальности уже сотню, а то и больше лет, они им обязательно понравятся.
Да и мы, взрослые, с удовольствием ещё раз перечитаем, к примеру, рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая шейка». И снова, как много лет назад, сердце сожмётся от жалости к маленькой уточке со сломанным крылом, которую её родные оставили зимовать на озере совсем одну, а сами улетели в тёплые страны. И как будем радоваться, когда охотник спасёт Серую шейку от хитрой лисы и трескучих морозов. А как тепло становится на душе, когда читаешь доброе стихотворение Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»! В половодье, когда бедные зверьки вынуждены спасаться на крошечных островках земли или плывущих брёвнах и корягах, многие охотники пользовались их беззащитностью. А дедушка Мазай поступил с точностью наоборот: собрал маленьких зайчишек в свою лодку и спас их, вывез на безопасный берег. Любопытно, что некрасовского героя часто называют «русским Ноем». В шутку, конечно. Однако весьма уместно будет, читая эту маленькую поэму, вспомнить и библейскую историю о ветхозаветном праведнике, который на своём ковчеге укрыл животных во время Всемирного потопа.
Рассказ писателя Владимира Короленко «Огоньки» тоже связан с водой. Вместе с автором сырым осенним вечером мы поплывём на лодке по угрюмой сибирской реке. И в темноте вдруг увидим огонёк. И почувствуем, что где-то, пусть и очень далеко, есть дом, в котором горит свет, и можно согреться у тёплой печи. Автор заканчивает свой рассказ удивительно лирично, оставляя читателям надежду. «Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, и этот живой огонёк, — пишет Короленко. — Много огней после манили меня. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах. И опять приходится налегать на весла. Но всё-таки... всё-таки впереди — огни!»
Ещё одна светлая и проникновенная история ждёт нас на страницах сборника. Это сказочная притча писателя Николая Гарина-Михайловского «Книжка счастья». Тот, кто брал эту книжку в руки, делался добрым, веселым, хорошим, и главное — начинал любить других больше, чем себя. Книга «Нет ничего дороже правды», в которой собраны произведения русских классиков для детей, тоже в какой-то степени может стать такой «книжкой счастья», потому что учит правде, добру, милосердию и любви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер