Свобода выбора, которую нам дал Господь, — одна из главных моих ценностей. Считаю, что выбор взрослого человека, в том случае, если этот выбор не вредит другим людям, — его неприкосновенное право. Этому и учу своих детей. Не навязываться людям со своими советами, если не просят, не манипулировать людьми, уважать их право выбора и личное пространство. Те же принципы касаются и семейных ценностей. Семья должна быть неприкосновенной крепостью. Как завещал преподобный Серафим Саровский, «истинно христианская супружеская любовь может быть действительно только между одним мужем и одной женой».
А потому берегу свою семью от вмешательства других. Стараюсь жить так, как советовал преподобный Серафим, и молюсь Пресвятой Богородице. О сохранении нас в мире и любви, о защите от пустых разговоров, зависти и злобы. Чтобы семья моя была нерушимой крепостью, накрепко защищённой от всего плохого.
Однажды в праздник Почаевской иконы Божией Матери мы с хором пели песнопение, очень созвучное моим мыслям о семье. Это была стихира, посвящённая Почаевской иконе Божией Матери. Стихиры исполняются на вечернем богослужении и называются так потому, что их исполнение предваряет стих из текста Библии. Текст песнопения такой: «Непроходимые Врата, таинственно запечатанные, Благословенная Богородица Дева! Прими моления наши и принеси их Твоему Сыну и Богу, да спасёт Он по молитвам Твоим души наши».
Давайте послушаем, как звучит это песнопение на церковнославянском языке в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Божия Матерь названа в стихире очень поэтично — «тайно запечатанными Непроходимыми Вратами». Такое сравнение восходит к основополагающему библейскому смыслу: Пресвятая Богородица зачала своего Сына Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа, будучи Девой. А для меня в этом коротком песнопении прозвучали главные добродетели настоящей христианской семьи: целомудрие и верность между супругами, и упование во всём не на советы друзей и родственников, а на попечение Бога и Пресвятой Богородицы.
Давайте ещё раз вместе послушаем стихиру «Непроходимая Врата» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря и помолимся Пресвятой Богородице о наших семьях.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.