
В окружающем нас мире редко когда приходится жить спокойно. То и дело случаются события, которые приносят с собой тревоги, переживания и даже страдания. Где же бедному человеческому сердцу найти успокоение? Тот, кто верует в Бога, конечно же, ответит — в Боге! И не ошибётся. Именно так утверждает автор псалма 86-го, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Псалом 86-й был написан не царём Давидом, а значительно позже — при преемнике Давида царе Езекии. Услышанное нами библейское произведение наполнено радостью, даже ощущением какого-то триумфа. Что совершенно не случайно! Ведь прочитанный псалом составили после чудесного избавления Иерусалима от многочисленного и озлобленного ассирийского войска во главе с правителем Сеннахиримом. Тот сначала обложил Иудею данью, а затем решил всё же разорить Иерусалим, полностью разграбив его богатства. Благочестивый царь Езекия делал всё, чтобы избавить страну от нашествия захватчиков. Пытался договориться, откупиться, заключить договор с Египтом — конкурентом Ассирии. Всё без толку. Сеннахирим был неумолим — он, в конце концов, осадил Иерусалим и начал готовиться к штурму города. Ассирийские солдаты стали даже устраивать насыпь, чтобы преодолеть стены иудейской столицы. Езекия вместе с подданными наложили на себя пост, стали с покаянием молиться Богу, понимая, что нет никакого земного средства избавления от неприятеля. И случилось чудо. В стане ассирийцев началась эпидемия какой-то тяжёлой болезни. В итоге, Сеннахирим вынужден был вернуться домой, где вскоре погиб от рук собственных сыновей. А Иерусалим устоял. И всем тогда было очевидно — Бог на стороне древних евреев. Поэтому автор псалма с радостью констатирует: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий!» Действительно. Проявленное благословение Божие, Его защита прославили Иерусалим среди языческих народов. Те на опыте осознали, что лучше не связываться с маленькой Иудеей, ведь на её стороне могущественный Господь. А Иерусалим не какой-то захудалый городок. Про родившихся там будут теперь говорить с уважением: «вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: „такой-то родился там“. О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“». Удивительным и неожиданным образом прославилась Иудея — прославилась тогда, когда, с человеческой точки зрения, должна была бы пасть, исчезнуть. Проявленная милость Божия оказалась велика, но сильным было и искушение полагать, что так будет всегда. Вне зависимости от того, как будет жить ветхозаветный народ избранный. Пройдёт не так уж и много времени, евреи снова впадут в идолопоклонство. И тогда новый правитель Вавилона — Навуходоносор II — захватит и разграбит Иерусалим. Храм Божий будет уничтожен, а евреи попадут в рабство. И всё потому, что в отличие от Езекии, перестанут на Бога надеяться, жить по Его заповедям. Прозвучавший псалом имеет поучительное значение. Он напоминает нам, что единственной опорой и для человека, и для народа в этом постоянно меняющемся мире может быть только верность Богу и Его заповедям. Всё остальное непостоянно, неустойчиво, бренно. Потому, если хотим, чтобы мы и наши дети радовались миру и тишине, будем трудиться духовно, стараясь не на словах, а на деле служить правде Господней. И тогда мы окажемся так же крепки и непобедимы, как Иерусалим в годы верности Богу.
Псалом 86. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 86. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема