
В окружающем нас мире редко когда приходится жить спокойно. То и дело случаются события, которые приносят с собой тревоги, переживания и даже страдания. Где же бедному человеческому сердцу найти успокоение? Тот, кто верует в Бога, конечно же, ответит — в Боге! И не ошибётся. Именно так утверждает автор псалма 86-го, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 86.
1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе, град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: «такой-то родился там».
5 О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
6 Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».
7 И поющие, и играющие, — все источники мои в тебе.
Псалом 86-й был написан не царём Давидом, а значительно позже — при преемнике Давида царе Езекии. Услышанное нами библейское произведение наполнено радостью, даже ощущением какого-то триумфа. Что совершенно не случайно! Ведь прочитанный псалом составили после чудесного избавления Иерусалима от многочисленного и озлобленного ассирийского войска во главе с правителем Сеннахиримом. Тот сначала обложил Иудею данью, а затем решил всё же разорить Иерусалим, полностью разграбив его богатства. Благочестивый царь Езекия делал всё, чтобы избавить страну от нашествия захватчиков. Пытался договориться, откупиться, заключить договор с Египтом — конкурентом Ассирии. Всё без толку. Сеннахирим был неумолим — он, в конце концов, осадил Иерусалим и начал готовиться к штурму города. Ассирийские солдаты стали даже устраивать насыпь, чтобы преодолеть стены иудейской столицы. Езекия вместе с подданными наложили на себя пост, стали с покаянием молиться Богу, понимая, что нет никакого земного средства избавления от неприятеля. И случилось чудо. В стане ассирийцев началась эпидемия какой-то тяжёлой болезни. В итоге, Сеннахирим вынужден был вернуться домой, где вскоре погиб от рук собственных сыновей. А Иерусалим устоял. И всем тогда было очевидно — Бог на стороне древних евреев. Поэтому автор псалма с радостью констатирует: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий!» Действительно. Проявленное благословение Божие, Его защита прославили Иерусалим среди языческих народов. Те на опыте осознали, что лучше не связываться с маленькой Иудеей, ведь на её стороне могущественный Господь. А Иерусалим не какой-то захудалый городок. Про родившихся там будут теперь говорить с уважением: «вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: „такой-то родился там“. О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его“». Удивительным и неожиданным образом прославилась Иудея — прославилась тогда, когда, с человеческой точки зрения, должна была бы пасть, исчезнуть. Проявленная милость Божия оказалась велика, но сильным было и искушение полагать, что так будет всегда. Вне зависимости от того, как будет жить ветхозаветный народ избранный. Пройдёт не так уж и много времени, евреи снова впадут в идолопоклонство. И тогда новый правитель Вавилона — Навуходоносор II — захватит и разграбит Иерусалим. Храм Божий будет уничтожен, а евреи попадут в рабство. И всё потому, что в отличие от Езекии, перестанут на Бога надеяться, жить по Его заповедям. Прозвучавший псалом имеет поучительное значение. Он напоминает нам, что единственной опорой и для человека, и для народа в этом постоянно меняющемся мире может быть только верность Богу и Его заповедям. Всё остальное непостоянно, неустойчиво, бренно. Потому, если хотим, чтобы мы и наши дети радовались миру и тишине, будем трудиться духовно, стараясь не на словах, а на деле служить правде Господней. И тогда мы окажемся так же крепки и непобедимы, как Иерусалим в годы верности Богу.
Псалом 86. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 86. (Церковно-славянский перевод)
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема