Жил-был один крестьянин да такой сердитый и ворчливый, что жена никак не могла ему угодить. Однажды вечером вернулся он домой с сенокоса и принялся кричать и ругаться больше обыкновенного. Наконец он разошёлся до того, что у жены лопнуло терпение и она сказала:
— Вот что, муженёк, чем быть вечно недовольным, давай-ка лучше поменяемся работой: я пойду сено косить, а ты оставайся дома и хозяйничай.
Мужу это понравилось. На другое утро спозаранку жена захватила косу и пошла с косарями на луг косить сено, а муж стал хозяйничать дома.
Прежде всего, он стал сбивать масло. Работал он, однако, недолго — ему захотелось пить и он пошёл в погреб, чтобы нацедить себе в кувшин кваса. Только вынул он из бочки затычку и подставил кувшин, как услышал, что в дом забрался поросёнок. Выскочил он из погреба, прибежал домой, а там кадка уже опрокинута и поросёнок преспокойно лижет сметану, которая вся вытекла на пол. Рассердился хозяин, бросился бегать по дому за поросёнком, и только теперь заметил, что затычку от бочки он до сих пор держит в руках. Побежал хозяин назад в погреб, а квас из бочки уже весь на землю вытек.
Тут муж вспомнил, что корова всё ещё заперта в хлеву и до сих пор не получила корму, хотя солнце уже стояло высоко. Выгонять её в поле было уже поздно, и хозяин решил пустить пастись корову на крышу дома, сплошь покрытую сочной травой. Около дома был холм — стоило лишь перебросить доску с него на крышу, чтобы ввести на неё корову. Как задумал, так и сделал. Но пока он возился с коровой, подоспело время обедать. «Сварю-ка я на обед овсянку, пусть даже без масла», — решил муж и поставил на огонь котёл с водой.
Но тут ему пришло в голову, что корова ведь может упасть с крыши и переломить себе ноги. Поэтому он поднялся на крышу, чтобы привязать корову: один конец веревки он намотал корове на шею, а другой конец пропустил через трубу и привязал себе к поясу. В ту пору вода в котле уже вскипела, пора было всыпать крупу. Но тут корова свалилась с крыши, и потянула хозяина вверх через трубу.
Тем временем жена на поле ждала, когда муж позовёт её обедать. Ждала-ждала, не выдержала и сама домой пошла. Подходит она к дому, и что же видит? Корова болтается между небом и землёй, хозяин — в трубе застрял, и оба никак освободиться не могут. Перерезала жена верёвку косой, всех освободила.
С тех самых пор хозяин перестал на жену ворчать и браниться, как шёлковый стал. На всю жизнь была ему наука: не за своё дело не берись.
(по мотивам норвежской народной сказки)
5 декабря. О ложном мире, ведущем к погибели
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О ложном мире, ведущем к погибели — игумен Лука Степанов.
Всякому хочется получше на земле устроиться, и эта безопасность, благополучие составляет для человека, ну, некоторый круг его необходимых ценностей, в которых он призван, как кажется, всякому человеку развиваться, утверждаться, борясь за вот это свое спокойствие и благополучие. И на пути строительства этого Вавилонского, на пути создания вот такого для себя земного рая, человек забывает о Творце.
В последние времена человечества, о которых в данном случае говорит апостол Павел, после Великих катаклизмов, на которые предуказывал и сам Спаситель, и апостол Павел, и в первом и втором своем послании к Солунянам, здесь указывает на то мнимое благополучие, которое установится на земле при царстве Антихриста. Его будут прославлять как великого миротворца и того, кто вернул благополучную жизнь человеческому роду, сметенному от болезней, войн, катаклизмов. Но этот самый мнимый благодетель человечества вскоре потребует божественного поклонения себе ото всех людей, и присягание ему в верности будет признаком полного отпадения от будущей вечной жизни с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О подвиге Благоверного князя Михаила Тверского
Сегодня 5 декабря. День памяти Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, жившего в четырнадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Он был человеком своего времени, человеком периода раздробленности на Руси. Но при своей кончине, при обстоятельствах, которые застигли его в конце его жизни, мы с вами можем увидеть подлинное лицо этого человека, увидеть подлинный облик благоверного князя. И, как известно, при очередной стычке с московским князем, в дружине этого князя были татарские наемники. И татарский хан, узнав о том, что Михаил Ярославич разбил эту дружину, разгневался на него за своих погибших воинов и приказал ему ехать на суд в Орду. Для всех живущих тогда людей это означало поездку в один конец, где человека зверски измучив, придадут жестокой смерти.
Взяв благословение у своего духовника, он добровольно поехал туда, претерпел жесточайшие издевательства. Он находился продолжительное время в кандалах. Каждый день читал текст священного писания, пел псалмы, молился. В конце его заключения толпа воинов начала его избивать, топтать, а в конце просто заколола мечами.
Спустя год весть о смерти Михаила Ярославича дошла до Тверской земли. И по прибытии его честных останков в Тверь, встречающие мощи люди обнаружили благоухание, что свидетельствовало о святости этого человека. Может быть, этот благоверный князь при своей бытовой жизни действительно иной раз совершал неприглядные поступки, но всегда в них горько каялся, а самым главным покаянием стало его пребывание в Орде и его христианское мужество перед лицом неминуемой смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О безвозмездном труде
Сегодня 5 декабря. Международный день волонтёров.
О безвозмездном труде — священник Роман Федотов.
Есть такая работа, где ты срочно нужен, где не получаешь зарплату, где необходимо увидеть и помочь, где нужно научиться любить и сострадать, и быть милосердным.
Милосердие — это божественное свойство, одна из естественных природных черт, образа Божия в человеке, важнейший христианский добродетель. В Евангелии от Луки мы можем услышать такие слова «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Слово «милосердие» происходит от словосочетания «милое сердце», которое можно понимать как доброе, благосклонное, человеколюбивое сердце или душа.
Вот дефицит таких бесконечно и бескорыстно любящих сердец ощущается особенно остро в наше время. Время, к сожалению, наполненное жестокостью и безразличием, самолюбием и расчетливостью. Поэтому сегодня, когда мы отмечаем Международный день волонтеров, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, кто самоотверженно и мужественно, исполняя свой не только гражданский долг, но и слова самого Христа Спасителя. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Все выпуски программы Актуальная тема