
Жил-был один крестьянин да такой сердитый и ворчливый, что жена никак не могла ему угодить. Однажды вечером вернулся он домой с сенокоса и принялся кричать и ругаться больше обыкновенного. Наконец он разошёлся до того, что у жены лопнуло терпение и она сказала:
— Вот что, муженёк, чем быть вечно недовольным, давай-ка лучше поменяемся работой: я пойду сено косить, а ты оставайся дома и хозяйничай.
Мужу это понравилось. На другое утро спозаранку жена захватила косу и пошла с косарями на луг косить сено, а муж стал хозяйничать дома.
Прежде всего, он стал сбивать масло. Работал он, однако, недолго — ему захотелось пить и он пошёл в погреб, чтобы нацедить себе в кувшин кваса. Только вынул он из бочки затычку и подставил кувшин, как услышал, что в дом забрался поросёнок. Выскочил он из погреба, прибежал домой, а там кадка уже опрокинута и поросёнок преспокойно лижет сметану, которая вся вытекла на пол. Рассердился хозяин, бросился бегать по дому за поросёнком, и только теперь заметил, что затычку от бочки он до сих пор держит в руках. Побежал хозяин назад в погреб, а квас из бочки уже весь на землю вытек.
Тут муж вспомнил, что корова всё ещё заперта в хлеву и до сих пор не получила корму, хотя солнце уже стояло высоко. Выгонять её в поле было уже поздно, и хозяин решил пустить пастись корову на крышу дома, сплошь покрытую сочной травой. Около дома был холм — стоило лишь перебросить доску с него на крышу, чтобы ввести на неё корову. Как задумал, так и сделал. Но пока он возился с коровой, подоспело время обедать. «Сварю-ка я на обед овсянку, пусть даже без масла», — решил муж и поставил на огонь котёл с водой.
Но тут ему пришло в голову, что корова ведь может упасть с крыши и переломить себе ноги. Поэтому он поднялся на крышу, чтобы привязать корову: один конец веревки он намотал корове на шею, а другой конец пропустил через трубу и привязал себе к поясу. В ту пору вода в котле уже вскипела, пора было всыпать крупу. Но тут корова свалилась с крыши, и потянула хозяина вверх через трубу.
Тем временем жена на поле ждала, когда муж позовёт её обедать. Ждала-ждала, не выдержала и сама домой пошла. Подходит она к дому, и что же видит? Корова болтается между небом и землёй, хозяин — в трубе застрял, и оба никак освободиться не могут. Перерезала жена верёвку косой, всех освободила.
С тех самых пор хозяин перестал на жену ворчать и браниться, как шёлковый стал. На всю жизнь была ему наука: не за своё дело не берись.
(по мотивам норвежской народной сказки)
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема