Наступил 4 век от Рождества Христова. Христианство, хотя и было под запретом, но всё сильнее и сильнее распространялось в Римской Империи. В тайных церквах вместе молились представители самых разных народов, богачи и бедняки, знатные и рабы. Именно в это время, уходящее с исторической арены язычество, решило дать последний решающий бой вере Христовой. В 303 году при императоре Диоклетиане началось самое жестокое и массовое в древней истории гонение на христиан. Как и прежде, от арестованных последователей Христа требовалось совершение языческого жертвоприношения. Кто соглашался, тому давали свободу. Отказавшихся воскурить фимиам идолам изощрённо пытали.
Одним из мест, где осуществлялись расправы над верующими, был город Никомедия – административный центр востока Римской Империи, который сейчас называется Измит и располагается на северо-западе Турции. Здесь кровью и смертью засвидетельствовали верность Христу тысячи святых. Среди известных имён достаточно назвать великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя. В Никомедии же служил чиновником по судебному ведомству двадцативосьмилетний Адриан.
Однажды власти арестовали группу из двадцати трёх христиан, скрывавшихся в пещере. Находившийся в городе соправитель Диоклетиана Галерий Максимиан приказал пытать их. Свидетелем пыток стал Адриан. Его до глубины души был поразили терпение и смелость, которые проявили христиане перед лицом мучителей. Сопровождая мучеников в камеру, он решился заговорить с ними.
Адриан: Скажите мне, какую награду ожидаете вы от Бога вашего за такие мучения? Думаю я, что вы надеетесь получить от Него что-то великое и чудесное.
Мученик: Мы даже выразить словами не можем тех радостей и почестей, которые ожидаем получить. В Писании сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
После этого разговора Адриан пошел к делопроизводителям и попросил включить себя в число христиан. Это решение произвело настоящий фурор среди сослуживцев. В конце концов, сам Галерий Максимиан вызвал его к себе и пытался образумить. Но Адриан остался твёрд в своём решении. Делать было нечего. Отменять репрессии ради одного взбунтовавшегося чиновника никто не собирался. Адриана посадили в камеру к христианам.
Дома у арестованного исповедника осталась молодая жена по имени Наталия. Многие христиане в то время держали свою веру в глубокой тайне от окружающих. Тайной христианкой была и Наталия. Хотя она была дочерью верующих родителей и всем сердцем была предана Христу, об этом никто не знал. Даже муж.
Горько зарыдала Наталия, когда услышала от слуги, что Адриана посадили в тюрьму. Затем слуга стал сбивчиво рассказывать про дело последователей «какого-то Христа» и про то, как хозяин добровольно присоединился к осуждённым. Тогда горе поразившее Наталию сменилось радостью. Не зная того сам, он разделил с женой её главную тайну. Скрываться дальше не было смысла. Наталия надела лучшее платье и пошла к мужу в тюрьму. Увидев его, она плакала от счастья, целовала его оковы и просила только об одном – идти до конца.
Наталия: И ты, и я. Все мы однажды умрём. Но путь, который ты выбрал, приведёт тебя прямо к Спасителю нашему Иисусу Христу. Об одном прошу, не слушай тех, кто тебя отговаривает. Отвергни их советы. Не бойся мучителей. Всё это скоро закончится…
Адриан: Я счастлив, что ты поняла меня. Не беспокойся. Я всё уже решил. Теперь ступай домой и спи спокойно. Когда наступит время страданий, я сообщу тебе.
Адриан остался в тюрьме, а Наталия вернулась домой, где ждала известий от мужа. Как только был назначен день суда, Адриан попросил благословения у сидевших с ним мучеников, заплатил охране, и отправился домой, чтобы предупредить жену.
Горе и отчаяние охватило Наталию, когда она услышала, что муж возвращается домой. Не выдержал пыток, поддался лести, отрёкся от Христа – думала она. Она стояла у двери, плакала и не открывала.
Наталия: Как ты мог, взявшись за дело, не довести его до конца? Ты и раньше был на стороне тех, кто мучает нас – христиан, и теперь снова вернулся к ним. А что теперь делать мне?
Адриан: Открой мне скорее! Не мог я поступить так, как ты подумала. Я пришёл взять тебя с собой, чтобы ты была рядом во время казни. За меня поручились святые мученики. Если я не возвращусь в тюрьму вовремя, им придётся страдать не только за себя, но и за меня.
После этих слов, Наталия открыла дверь и бросилась в объятия мужа. Вместе с ним она пошла в тюрьму, где ухаживала за истерзанными христианами.
В назначенный день Адриана и других христиан поставили перед правителем Галерием и начали пытками выбивать отречение от Христа. Рядом были жёны мучимых и с ними Наталия. Пока длились истязания, она поддерживала мужа и умоляла его терпеть и не сдаваться. Затем, когда его увели обратно в камеру, она пришла туда и продолжала ухаживать за ним и другими мучениками. Так продолжалось несколько дней. Когда тюремной страже запретили пускать к страдальцам их женщин, Наталия остригла волосы, надела мужскую одежду и продолжила ходить в тюрьму.
Всё это время Адриан терпел бесчисленные пытки и отвергал посулы мучителей. Одно слово, один жест – и мучения бы прекратились. Он смог бы вернуться в прежнее общественное положение, отвергшись от Христа. Но, благодаря поддержке жены, мученик был непреклонен. Наконец, предел физической боли был достигнут. Адриан умер.
Тела убитых удалось вывести из Никомедии и по-христиански похоронить в небольшом городе Византии, который в будущем станет Константинополем и столицей Империи. Наталия осталась в своём доме одна с одним только желанием: остаться верной мужу и поскорее встретиться с ним. Увы, у мучителя Галерия были совсем другие планы, и он решил выдать её замуж за одного из офицеров. Тогда Наталия решается бежать туда, где похоронили её супруга. Она тайно садится на корабль и через Мраморное море переплывает в Византий.
Она пришла в храм, где похоронен святой Адриан и другие мученики. После долгих молитв Наталия решила отдохнуть в доме приютивших её христиан. Тогда во сне ей явился муж и позвал за собой. Через некоторое время также во сне Наталия мирно умерла. Несмотря на это, церковь прославила святую Наталию как мученицу.
Поддерживая мужа в его трудном подвиге, она стала мученицей без пролития крови. Отказавшись от радостей земной жизни, Наталия неразлучна о своим Адрианом в царстве Христа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер