
Зимой 1942 года советская разведгруппа возвращалась с задания. Путь к своим затянулся: немцы тщательно охраняли территорию на линии фронта, и разведчики были вынуждены по несколько часов пережидать проходы патрулей. Сухой паёк, выданный группе перед вылазкой, давно закончился. У бойцов животы сводило от голода. Двадцатилетняя разведчица, лейтенант Наталья Малышева, нащупала в кармане ватника кусок ржаного сухаря. Он был небольшим — на всех точно не хватит... Но вдруг лицо девушки просияло улыбкой. Наталья аккуратно разломила сухарь на шесть маленьких частей. А потом тихонько позвала парней. Оделяя каждого крошечным кубиком хлеба, она с совершенно серьёзным видом рассказывала, что это — не простой хлеб, а витаминный спецпаёк на случай чрезвычайной ситуации. Что всего одним его кусочком можно насытиться — главное, не жевать, а держать во рту, пока не растает. Бойцы о таком никогда раньше не слышали. Но сделали всё, как сказала девушка. А через некоторое время разведгруппа, наконец, выбралась в расположение своей части. И только тогда Наташа призналась, что накормила всех самым обыкновенным сухарём. Разведчики долго смеялись и спрашивали лейтенанта Малышеву: «Слушай, как тебе это удалось? Ведь есть, действительно, больше не хотелось!»
Этот случай, пожалуй, как нельзя лучше характеризует Наталью Владимировну Малышеву, известную многим как матушка Адриана, насельница Пюхтицкого Успенского монастыря, «монахиня из разведки». Великую Отечественную Войну она прошла до самого Берлина. Те, кому довелось воевать рядом с Натальей, вспоминали её редкий дар: она всегда умела поддержать, успокоить, поднять дух. Её небесно-голубые глаза смотрели на людей с любовью.
Решение идти на фронт Наташа приняла сразу же, как только услышала по радио о нападении фашистской Германии. Подготовка у неё имелась: ещё до начала войны девушка сдала физкультурные нормативы и получила значок ГТО — «Готов к труду и обороне», окончила курсы медицинских сестёр. А ещё прекрасно знала немецкий язык. «Я отчетливо представляла себе, на что иду, но колебаний не было. Словно какая-то сила руководила мной. Внутренний голос говорил: ты мечтала о подвигах — теперь, когда Родина в опасности, иди и защити!» — вспоминала матушка Адриана Малышева. Ещё девчонкой она зачитывалась книжкой «Записки кавалерист-девицы» Надежды Дуровой. Мечтала, что когда-нибудь тоже будет служить Отечеству. И вот этот момент наступил.
«Медсестёр у нас много. Может, в разведку?» — предложил Наташе командир в пункте записи добровольцев. Она согласилась. Служить начала на Волоколамском направлении под командованием Константина Рокоссовского. Сколько опаснейших вылазок совершила юная разведчица, сколько ценной информации для фронта из них вынесла — она не считала. Но чётко усвоила главный принцип разведчика: сам умри, а друга спаси. Позже, став монахиней, она часто сравнивала его с евангельской заповедью о том, что нет большей любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих. Однажды ей довелось вызволять из вражеского расположения раненого товарища. Чтобы немцы не заметили девушку на снегу, в морозный зимний день ей пришлось раздеться до белья — оно было белым. Боец не мог передвигаться самостоятельно; Наталья привязала его к себе ремнём и поползла по обледеневшей земле. И вдруг началась метель. Густые белые хлопья полностью скрыли разведчиков от вражеских глаз. «Это было похоже на настоящее чудо», — признавалась монахиня Адриана.
Она воевала на Курской дуге, участвовала в обороне Сталинграда. «Всю войну прошла словно под колпаком, ощущала, что есть кто-то сильный, кто меня бережёт», — часто говорила матушка. А когда война закончилась, Наталья восстановилась в Московском авиационном институте — на фронт она ушла второкурсницей. Потом была работа конструктором ракетных двигателей в НИИ ракетостроения. Наталья Владимировна участвовала в создании гагаринского корабля «Восток-1». А за работу над двигателем зенитно-ракетного комплекса С-75 её наградили орденом и присвоили звание майора.
В 1993 году Наталья Малышева приняла монашеский постриг и стала матушкой Адрианой. «У меня три главных ценности в жизни: прежде всего, любовь ко Господу, любовь к нашему Отечеству — России, и любовь к нашей Русской Армии», — говорила она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема