В конце 19 века жители Тамбова старались без пущей надобности не ходить по тому участку улицы Долгой, что соединял её с Гимназической и предпочитали делать немалый крюк, лишь бы не попасть на злосчастный перекрёсток. А те, кому идти в обход было лень, в любое время года брали с собой... калоши! Без них здесь можно было увязнуть в грязи и промочить ноги даже в самый погожий день.
Когда-то, лет двести назад, по этому месту проходил вал со рвом — защитное укрепление от монголо-татарских набегов. Основанный как крепость, Тамбов был призван защищать рубежи государства. Время шло, город разросся, стал губернским, из деревянного превратился в каменный. И только остатки рва в самом его центре красноречиво напоминали о делах давно минувших дней... Там годами скапливалась дождевая вода, застаивалась, делая местность похожей на болото. Вокруг красовались магазины, совсем рядом находилось Дворянское собрание... А здесь — грязь, неприятный запах, да ещё и мусор, который сносили из расположенных неподалёку торговых рядов. Одним словом, в самом своём центре Тамбов имел настоящую помойку.
Так было, пока в Тамбов не приехал Минас Лукьянович Шоршоров — богатый и успешный купец родом из города Нахичевань-на Дону. Владелец московского торгового дома «Шоршоров и сыновья» с филиалами в Екатеринодаре и Воронеже, в конце 1890-х он решил открыть дело в Тамбове. Прибыв в город, он воочию увидел печально известный перекрёсток, и решил разбить на его месте сквер.
В 1897 году Шоршоров обратился со своей инициативой в городскую думу, не забыв упомянуть о том, что все расходы по устройству нового сквера полностью берёт на себя. Получив разрешение от властей, Минас Лукьянович приступил к засыпке наполненного водою рва и разравниванию ландшафта для будущего сквера. И через несколько месяцев место было не узнать: ровные, посыпанные гравием дорожки, зелёные насаждения, скамьи с затейливыми витыми чугунными ножками, даже фонтан! Сквер сразу же стал модным и любимым местом прогулок тамбовчан; теперь, направляясь на угол Долгой и Гимназической, они надевали уже не старые калоши, а самые лучшие туфли. Устроенный за собственный счёт сквер Шоршоров преподнёс городу в подарок.
Минас Лукьянович не ограничился лишь ландшафтным благоустройством Тамбова. Будучи человеком приезжим, он на удивление скоро оказался в курсе многих других городских проблем и забот, и всегда оказывался там, где требовалась помощь. Своими постоянными и щедрыми пожертвованиями Шоршоров поддерживал Мариинский приют, помогал Христрождественскому собору и Покровской церкви. Когда в 1900 году тамбовский купец Толмачёв открыл в городе шестиклассное училище, Минас Лукянович стал его попечителем. На личные средства он шил его беднейшим ученикам форму, покупал учебники и пособия.
В Екатеринодаре, где у Шоршорова было несколько магазинов, он помогал Приюту для дочерей бедных родителей и городской богадельне. Из доходов от торговли он выделил особый капитал, который шёл на поддержку бедняков, раздачу милостыни нищим. Внук Минаса Лукьяновича, профессор Московского металлургического института Минас Хачатурович Шоршоров, вспоминал, что не раз был свидетелем рассказов знакомых и бывших служащих деда о его постоянной помощи бедным людям и детским приютам в разных городах.
Минас Лукянович Шоршоров трагически погиб в революционное лихолетье. А в Тамбове по-прежнему зеленеет устроенный им когда-то сквер и горожане приходят сюда, чтобы отдохнуть и, может быть, вспомнить о человеке, немало сделавшем для их родного города.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер