
Фото: Marcos Paulo Prado / Unsplash
Я учитель, простой и маленький человек. Учу и сама учусь. У моих учеников, коллег, да вообще у людей.
События, о которых я хочу рассказать, произошли в самом начале моего профессионального пути. Мы с учениками договорились, что если кто- то не сделает уроки, пусть честно скажет мне об этом перед началом занятия. Ведь разные ситуации бывают. Лучше признайся честно, а потом выполнишь два домашних задания к следующему уроку.
Предполагала, что ребята понимают — такой возможностью нельзя злоупотреблять. Но нет. Раз за разом ученики приходили на урок без выполненного домашнего задания. И каких только отговорок ни придумывали. Я поняла, что хватит. Нужна жесткая дисциплина и четкие правила. Не выполнил задание вовремя — два!
Был у меня в классе отличник Лёша. Воспитывала его больная мама, больше никого не было. Он изо всех сил старался хорошо учиться.
И вот, однажды он сказал, что забыл дома тетрадь с очень важным письменным заданием. Признался перед всем классом, и просил прощения. Я поставила двойку. Это было справедливо, все формальности соблюдены.
Лёша согласился с моим решением. И сел за парту очень расстроенный. Дисциплина в классе — основа успеха — подытожила я. Тем более, мы с вами изучаем немецкий язык. А немцы говорят: «Ordnung muss sein» — Порядок должен быть.
Да, я чувствовала, что Леша говорит мне правду, что задание он сделал, и правда, просто забыл тетрадь. За много лет он ни разу меня не подводил. Да, обидно, но зато наука — внимательно собирать портфель накануне.
Уроки закончились, дети разбежались по домам, а я села за проверку тетрадей. В это самое время мама Лёши, женщина с больным сердцем, поднималась по лестнице на 4-й этаж, где находился мой кабинет. Она шла, останавливалась, держалась за левую сторону груди, тяжело дышала. В руках у неё была тетрадка с Лёшиным домашним заданием.
Так, медленно преодолев четыре лестничных пролёта, она дошла до кабинета и постучала в дверь.
— Здравствуйте, Екатерина Борисовна. Позвольте поговорить?
— Конечно.
— Я — Вера Архиповна, мама Лёши.
— Да, я Вас узнала, проходите, садитесь.
Она тяжело дыша, села напротив меня. Каждый вдох давался ей с большим трудом.
— Вы простите меня. Я никогда не просила за Алексея, он с первого класса всё делал сам, и честно выполнял задания. Я понимаю, что есть общие правила. Но он так переживает, так расстроен! Он вчера весь вечер делал уроки. Пожалуйста, посмотрите. Уроки закончились час назад, и он не успел бы сделать вчерашнее задание за этот час сегодня.
Вера Архиповна передала мне образцовую тетрадь, где каллиграфическим почерком было выполненное домашнее задание на пятёрку.
Я поблагодарила её. Сказала, что на следующем уроке Лёша получит пять.
Вера Архиповна попросила отменить двойку. Но я стала говорить ей о справедливости, и она согласилась со мной.
Только тихо проговорила:
— Екатерина Борисовна, я знаю, что многие дети злоупотребляют Вашей добротой и снисхождением. Мы так с Лешей тяжело живём. Я очень болею, многие отвернулись от нас, не хотят поддержать, это ведь проблемы. Ваша доброта вдохновила моего сына учить Ваш предмет, для него это — радость и отдушина. Я же знаю, что милосердие выше справедливости. Пожалуйста...
Но я ответила, что справедливость важно уважать!
Вера Архиповна встала, извинилась, тяжело вздохнула и пошла к двери. Я видела, что по её щеке покатилась слезинка.
Она закрыла за собой дверь, а моё сердце выпрыгивало из груди. В ушах звенела одна и та же фраза: «Милосердие выше справедливости». Она, как на заевшей пластинке повторялась раз за разом. У меня тоже текли слезы.
Я вскочила и побежала догонять Веру Архиповну.
— Простите меня. Я исправлю двойку, конечно же.
— Екатерина Борисовна, благослови Вас Бог — ответила женщина — Я молюсь о Вас. Это — единственное, чем мы можем отблагодарить. И ещё честной работой. Ваша сила — в Вашей доброте.
Вера Архиповна ушла. И это был последний раз, когда я её увидела, потому что в этом учебном году её больное сердце не выдержало и остановилось.
А фраза эта теперь живет в моем сердце — «Милосердие выше справедливости». И, да, мои ученики снова имеют возможность признаться честно, что не сделали домашнее задание. И исправить это к следующему уроку.
Автор: Екатерина Барбашина
Все выпуски программы Частное мнение
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова (эфир 26.05.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Родная история в мемуарах». Ирина Разумовская

У нас в гостях была режиссер, основатель «Кто мы медиа» Ирина Разумовская.
Разговор шел о третьем сезоне анимационного документального сериала «Живые мемории», в основе которого мемуары знаменитых и малоизвестных людей нашей страны, а также о том, как через современные медийные проекты можно говорить о нравственности, духовности и важных, в том числе христианских, ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Измеряемая благотворительность». Ирина Мерсиянова, Татьяна Богословская
Гостями программы «Делатели» были представители Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: директор Ирина Мерсиянова и сотрудник Татьяна Богословская.
Разговор шел об исследованиях: почему люди участвуют в благотворительных проектах, в частности в проекте по восстановлению разрушенных домов в Мариуполе, и что им это дает. Наши гости рассказали, что именно православные чаще всего вовлечены в социальное служение, а также как церковные благотворительные проекты влияют на отношение людей к Церкви в целом.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели