Я учитель, простой и маленький человек. Учу и сама учусь. У моих учеников, коллег, да вообще у людей.
События, о которых я хочу рассказать, произошли в самом начале моего профессионального пути. Мы с учениками договорились, что если кто- то не сделает уроки, пусть честно скажет мне об этом перед началом занятия. Ведь разные ситуации бывают. Лучше признайся честно, а потом выполнишь два домашних задания к следующему уроку.
Предполагала, что ребята понимают — такой возможностью нельзя злоупотреблять. Но нет. Раз за разом ученики приходили на урок без выполненного домашнего задания. И каких только отговорок ни придумывали. Я поняла, что хватит. Нужна жесткая дисциплина и четкие правила. Не выполнил задание вовремя — два!
Был у меня в классе отличник Лёша. Воспитывала его больная мама, больше никого не было. Он изо всех сил старался хорошо учиться.
И вот, однажды он сказал, что забыл дома тетрадь с очень важным письменным заданием. Признался перед всем классом, и просил прощения. Я поставила двойку. Это было справедливо, все формальности соблюдены.
Лёша согласился с моим решением. И сел за парту очень расстроенный. Дисциплина в классе — основа успеха — подытожила я. Тем более, мы с вами изучаем немецкий язык. А немцы говорят: «Ordnung muss sein» — Порядок должен быть.
Да, я чувствовала, что Леша говорит мне правду, что задание он сделал, и правда, просто забыл тетрадь. За много лет он ни разу меня не подводил. Да, обидно, но зато наука — внимательно собирать портфель накануне.
Уроки закончились, дети разбежались по домам, а я села за проверку тетрадей. В это самое время мама Лёши, женщина с больным сердцем, поднималась по лестнице на 4-й этаж, где находился мой кабинет. Она шла, останавливалась, держалась за левую сторону груди, тяжело дышала. В руках у неё была тетрадка с Лёшиным домашним заданием.
Так, медленно преодолев четыре лестничных пролёта, она дошла до кабинета и постучала в дверь.
— Здравствуйте, Екатерина Борисовна. Позвольте поговорить?
— Конечно.
— Я — Вера Архиповна, мама Лёши.
— Да, я Вас узнала, проходите, садитесь.
Она тяжело дыша, села напротив меня. Каждый вдох давался ей с большим трудом.
— Вы простите меня. Я никогда не просила за Алексея, он с первого класса всё делал сам, и честно выполнял задания. Я понимаю, что есть общие правила. Но он так переживает, так расстроен! Он вчера весь вечер делал уроки. Пожалуйста, посмотрите. Уроки закончились час назад, и он не успел бы сделать вчерашнее задание за этот час сегодня.
Вера Архиповна передала мне образцовую тетрадь, где каллиграфическим почерком было выполненное домашнее задание на пятёрку.
Я поблагодарила её. Сказала, что на следующем уроке Лёша получит пять.
Вера Архиповна попросила отменить двойку. Но я стала говорить ей о справедливости, и она согласилась со мной.
Только тихо проговорила:
— Екатерина Борисовна, я знаю, что многие дети злоупотребляют Вашей добротой и снисхождением. Мы так с Лешей тяжело живём. Я очень болею, многие отвернулись от нас, не хотят поддержать, это ведь проблемы. Ваша доброта вдохновила моего сына учить Ваш предмет, для него это — радость и отдушина. Я же знаю, что милосердие выше справедливости. Пожалуйста...
Но я ответила, что справедливость важно уважать!
Вера Архиповна встала, извинилась, тяжело вздохнула и пошла к двери. Я видела, что по её щеке покатилась слезинка.
Она закрыла за собой дверь, а моё сердце выпрыгивало из груди. В ушах звенела одна и та же фраза: «Милосердие выше справедливости». Она, как на заевшей пластинке повторялась раз за разом. У меня тоже текли слезы.
Я вскочила и побежала догонять Веру Архиповну.
— Простите меня. Я исправлю двойку, конечно же.
— Екатерина Борисовна, благослови Вас Бог — ответила женщина — Я молюсь о Вас. Это — единственное, чем мы можем отблагодарить. И ещё честной работой. Ваша сила — в Вашей доброте.
Вера Архиповна ушла. И это был последний раз, когда я её увидела, потому что в этом учебном году её больное сердце не выдержало и остановилось.
А фраза эта теперь живет в моем сердце — «Милосердие выше справедливости». И, да, мои ученики снова имеют возможность признаться честно, что не сделали домашнее задание. И исправить это к следующему уроку.
Автор: Екатерина Барбашина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер