Михаил Ульянов, народный артист, возглавлявший Театр имени Вахтангова, знаменит благодаря множеству блестяще исполненных ролей. Михаил Александрович часто тратил свои гонорары от киносъемок, чтобы обновить декорации, что-то отремонтировать, а также финансово помогал нуждающимся коллегам.
Первым спектаклем Михаила Ульянова стала школьная постановка в сибирском городке Тара пушкинского «Бориса Годунова» — он сыграл монаха Варлаама. В 1942-м году в Тару эвакуировали детскую драматургическую театральную студию, благодаря которой Михаил Александрович понял, что хочет стать актером. Уже в 1946-м году Ульянов отправился в Москву, где в Щукинском училище при Театре имени Вахтангова сумели разглядеть талант паренька из сибирской глубинки.
Образ какого киногероя, сыгранного Михаилом Ульяновым, стал самым близким для актера? И какую фразу любил повторять Ульянов?

Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Марк Антоний, Ричард III, Сталин и маршал Жуков – в каких только великих личностей не доводилось перевоплощаться на сцене и в кино народному артисту Михаилу Ульянову. Но, пожалуй, самым близким для актёра образом стал Егор Трубников – глава колхоза из знаменитого фильма «Председатель». Этот киногерой отдавал всего себя людям, трудился, чтобы сделать их жизнь лучше. Точно таким же был и сам актёр Михаил Ульянов. Он жил для людей – и на сцене, и за её пределами.
Первым спектаклем Михаила стала любительская школьная постановка пушкинского «Бориса Годунова» - он сыграл монаха Варлаама. В военном 1942-м году, когда Ульянову было пятнадцать, в сибирский городок Тара, где он жил, эвакуировали детскую драматическую театральную студию. Однажды Миша заглянул туда. Ребята что-то декламировали, педагоги их поправляли, подсказывали, как вжиться в образ. Паренёк заинтересовался, стал захаживать в студию. И постепенно увлёкся театром настолько, что понял: он хочет стать актёром. После войны, в 1946-м, Ульянов отправился в Москву – «учиться на артиста». Попытки поступить в училище имени Щепкина и Школу-студию МХАТ успехом не увенчались. А вот в Щукинском училище при Театре имени Вахтангова талант паренька из сибирской глубинки сумели разглядеть. Михаил окончил училище в 1950-м, и в тот же год был зачислен в труппу «вахтанговцев». Этому театру Ульянов посвятил шестьдесят лет жизни.
Молодой актёр сразу полюбился зрителям. На спектакль по роману Достоевского «Идиот», где Михаил играл Парфёна Рогожина, собирались аншлаги. Ульянов не отменял спектакли, даже если чувствовал себя не очень хорошо. Нельзя, люди ждут, - говорил он, и шёл на сцену. А дома разбирал мешки писем от благодарных зрителей. Ульянова стали активно приглашать сниматься в кино. За всю свою актёрскую карьеру Михаил Александрович сыграл более семидесяти киноролей. Среди них – Митя Карамазов из экранизации Достоевского. А маршала Георгия Константиновича Жукова в разных картинах Ульянов воплотил десятки раз! На эту роль актёра лично утвердил сам маршал Победы.
В 1987 году Михаил Ульянов возглавил Театр имени Вахтангова. Коллеги говорили: он не руководил театром, он жил им. Часто тратил свои гонорары от киносъёмок, чтобы обновить декорации, что-то отремонтировать. Финансово помогал пожилым коллегам. Да и вообще, всем, кто нуждался в поддержке. В начале 90-х у друга Ульянова, артиста балета Олега Карповича, родилась дочь с пороком сердца. В Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Михаил Александрович нашёл лучших хирургов, договорился о том, чтобы девочку как можно скорее прооперировали. И малышка выздоровела! Дочь Ульянова, Елена, рассказывала, что дома рядом с расписанием спектаклей отца висел лист бумаги, который в семье называли «списком добрых дел». Михаил Александрович записывал имя, фамилию человека, и чем ему можно помочь. Когда проблема была решена, вычёркивал имя из списка. И никому не отказывал. Сам при этом жил очень скромно, и для себя никогда ничего не просил. Да и о своих добрых делах не любил распространяться. О том, скольким людям помог Ульянов, стало известно уже после его смерти в 2007-м году. Незадолго до кончины Михаил Александрович пожертвовал свои сбережения на восстановление Спасского храма в сибирском городке Тара, где прошло его детство.
Ульянов любил повторять: «На первом месте у человека должна быть совесть, на втором – совесть, и на третьем тоже – совесть». И сам жил по этому принципу.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер