— «Христова невеста». Чудесная картина! Девушка в синем сарафане на фоне неброского летнего пейзажа выглядит, как диковинный цветок. Белая блузка и платок с голубыми узорами символизируют чистоту её души. В облике красавицы нет страсти, он дышит покоем. Интересно, как это полотно московского живописца оказалось здесь, во Владивостоке?
— Нестеровский шедевр передали на Дальний Восток в 1930 году из Третьяковской галереи. Видимо, так советская власть хотела поддержать культурную жизнь в отдалённом регионе. Сначала картина хранилась в Краеведческом музее Владивостока, а с 1966-го — здесь, в Приморской картинной галерее.
— А до революции, если я не ошибаюсь, полотно принадлежало губернатору Москвы, великому князю Сергею Александровичу?
— Ошибаетесь, Маргарита Константиновна. Сергей Романов действительно купил у Нестерова работу с названием «Христова невеста». Это произошло в 1898 году на выставке Московского общества любителей художеств. Но то было другое произведение.
— Другое?
— Да, Нестеров создал несколько картин под общим названием «Христова невеста». Он начал этот цикл в 1886 году.
— У художника, кажется, тогда умерла жена.
— Да, Мария Мартыновская, горячо им любимая. Молодая, цветущая женщина скончалась во время родов. И Михаил Васильевич воссоздавал облик любимой в своих работах.
— Это помогало художнику пережить потерю?
— Помогало, да. Кроме того, время страдания стало для Нестерова периодом стремительного роста. У него формировалось осмысленное отношение к жизни и к смерти, менялся творческий почерк. Одной из значительных вех на этом пути стала та самая картина «Христова невеста», что приобрёл великий князь Сергей Романов. Эту работу позднее стали называть «Девушка-нижегородка». Может, помните её?
— Да, припоминаю. Героиня там изображена в одежде, которую носили насельницы нижегородских старообрядческих скитов. На ней длинный синий сарафан и чёрный платок с белой каймой.
— Нестеров представил Марию Ивановну в образе девушки, которая готовится стать монахиней. Сергею Александровичу показалась, что героиня полотна похожа на его супругу Елизавету Фёдоровну — не столько чертами лица, сколько смиренным его выражением. Сходство оказалось промыслительным. Как мы знаем, великая княгиня впоследствии приняла монашество и была прославлена Церковью в лике святых.
— Кроткое выражение лица, свойственное Елизавете Фёдоровне Романовой — отличительная черта героинь на картинах Нестерова. Недаром в двадцатом веке появилось выражение «нестеровская девушка». Узнаваемая особенность присутствует и на полотне, которое представлено здесь, в Приморской картинной галерее.
— Этот, последний вариант картины Михаил Нестеров написал в 1913 году, через тридцать лет после смерти жены. Зрелая работа существенно отличается от той, что написана в молодости. Вместо чёрного плата героиню украсил бело-голубой, и фон за её плечами стал светлее. От версии к версии на полотне «Христова невеста» автор менял детали образа любимой. И только взгляд, исполненный смирения, остался неизменной приметой женского идеала художника.
«Картину Михаила Нестерова „Христова невеста“ можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее».
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема