
— «Христова невеста». Чудесная картина! Девушка в синем сарафане на фоне неброского летнего пейзажа выглядит, как диковинный цветок. Белая блузка и платок с голубыми узорами символизируют чистоту её души. В облике красавицы нет страсти, он дышит покоем. Интересно, как это полотно московского живописца оказалось здесь, во Владивостоке?
— Нестеровский шедевр передали на Дальний Восток в 1930 году из Третьяковской галереи. Видимо, так советская власть хотела поддержать культурную жизнь в отдалённом регионе. Сначала картина хранилась в Краеведческом музее Владивостока, а с 1966-го — здесь, в Приморской картинной галерее.
— А до революции, если я не ошибаюсь, полотно принадлежало губернатору Москвы, великому князю Сергею Александровичу?
— Ошибаетесь, Маргарита Константиновна. Сергей Романов действительно купил у Нестерова работу с названием «Христова невеста». Это произошло в 1898 году на выставке Московского общества любителей художеств. Но то было другое произведение.
— Другое?
— Да, Нестеров создал несколько картин под общим названием «Христова невеста». Он начал этот цикл в 1886 году.
— У художника, кажется, тогда умерла жена.
— Да, Мария Мартыновская, горячо им любимая. Молодая, цветущая женщина скончалась во время родов. И Михаил Васильевич воссоздавал облик любимой в своих работах.
— Это помогало художнику пережить потерю?
— Помогало, да. Кроме того, время страдания стало для Нестерова периодом стремительного роста. У него формировалось осмысленное отношение к жизни и к смерти, менялся творческий почерк. Одной из значительных вех на этом пути стала та самая картина «Христова невеста», что приобрёл великий князь Сергей Романов. Эту работу позднее стали называть «Девушка-нижегородка». Может, помните её?
— Да, припоминаю. Героиня там изображена в одежде, которую носили насельницы нижегородских старообрядческих скитов. На ней длинный синий сарафан и чёрный платок с белой каймой.
— Нестеров представил Марию Ивановну в образе девушки, которая готовится стать монахиней. Сергею Александровичу показалась, что героиня полотна похожа на его супругу Елизавету Фёдоровну — не столько чертами лица, сколько смиренным его выражением. Сходство оказалось промыслительным. Как мы знаем, великая княгиня впоследствии приняла монашество и была прославлена Церковью в лике святых.
— Кроткое выражение лица, свойственное Елизавете Фёдоровне Романовой — отличительная черта героинь на картинах Нестерова. Недаром в двадцатом веке появилось выражение «нестеровская девушка». Узнаваемая особенность присутствует и на полотне, которое представлено здесь, в Приморской картинной галерее.
— Этот, последний вариант картины Михаил Нестеров написал в 1913 году, через тридцать лет после смерти жены. Зрелая работа существенно отличается от той, что написана в молодости. Вместо чёрного плата героиню украсил бело-голубой, и фон за её плечами стал светлее. От версии к версии на полотне «Христова невеста» автор менял детали образа любимой. И только взгляд, исполненный смирения, остался неизменной приметой женского идеала художника.
«Картину Михаила Нестерова „Христова невеста“ можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее».