
«Мертвец идёт», студии Havoc, PolyGram Filmed Entertainment, Working Title Films, режиссёр Тим Роббинс
— Вы давно этим занимаетесь?
— Чем?
— Консультируете приговорённых.
— Я его не консультирую. Я едва его знаю, мы виделись один раз.
— И что вы о нём думаете?
— Я не уверена, что он мне нравится.
Такой вывод сделала монахиня, сестра Хелен, после встречи с мужчиной, приговорённым к смертной казни. И не удивительно: Мэтью Понселет совершил страшное преступление — ночью в лесу он жестоко расправился с двумя подростками. Теперь он в тюрьме и его ждёт правосудие — казнь путём смертельной инъекции. Такова, в нескольких словах, завязка кинофильма, фрагмент из которого мы с вами сейчас услышали. Он называется «Мертвец идёт».
Картину снял американский режиссёр и актёр Тим Роббинс, на экраны она вышла в 1995 году. Необычное название ленты — отсылка к тюремным правилам в США. «Мертвец идёт!» — так кричат офицеры охраны, когда ведут смертника к месту казни. «Кино, которое переворачивает душу» — отозвалась о фильме газета «Вашингтон пост». В издании отмечали, что хотя тема смертной казни давно и активно обсуждается в обществе, ещё никто не подходил к ней с такой неожиданной стороны, как это сделал Тим Роббинс в своей картине. Сам же режиссёр скромно отмахивается от похвал и говорит, что всего лишь перенёс на экран реальную историю. Фильм «Мертвец идёт» снят по одноимённым мемуарам католической монахини Хелен Прежан, в которых она описала свой опыт общения с приговорённым к смерти человеком и рассказала о том, как сопровождала его на казнь. Книгу дала почитать Тиму Роббинсу его жена, актриса Сьюзан Сарандон. Потрясённый прочитанным режиссёр решил, что эта история непременно должна стать фильмом.
Картина получилась захватывающей и ошеломляющей. В ней чувствуются и отголоски «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского, и эхо евангельской истории о благоразумном разбойнике, которая дарит надежду на прощение самых тяжких грехов. С каждой минутой в происходящее на экране погружаешься всё больше и больше, и в конце концов просто не можешь оторваться. При этом большинство времени занимают диалоги главных героев, сестры Хелен и осуждённого Понселета, разделённых решёткой тюремной переговорной. Они, казалось бы, говорят о самых обычных вещах. Понселет рассказывает о своём детстве. Расспрашивает Хелен о том, почему она стала монахиней. И вообще, ведёт себя так, словно это не ему через несколько дней предстоит казнь. Почему же монахиня слушает его? И что вообще она делает рядом с убийцей? Этот же вопрос задают сестре Хелен родители одной из жертв Понселета, когда монахиня приходит в их дом.
— Как вы можете общаться с этим подонком?
— Мистер Перси, я никогда прежде этого не делала. Я пытаюсь... я пытаюсь следовать примеру Христа, сказавшего, что каждый человек стоит больше, чем зло, которое он совершил.
— Это не человек. Это животное! Я не прав, животные не насилуют и не убивают себе подобных. Мэттью Понселет это Божья ошибка. Вы хотите держать руку несчастного убийцы? Утешить его перед смертью?
— Я хочу помочь ему осознать содеянное.
Интересно, что на большинстве популярных видеоресурсов фильм обозначен как «криминальная драма». Однако он, безусловно, далеко выходит за рамки этого жанра. Я бы сказал, что режиссёр Тим Роббинс снял глубочайшее духовное кинопроизведение. По его собственным словам, «Мертвец идёт» — это фильм о возможности покаяния, о сострадании, о выборе между местью и прощением. Важно, что режиссёр не предлагает зрителю готовых выводов. Он просто показывает ситуацию глазами всех её участников. В результате получилось кино, которое трудно забыть.
В этом, безусловно, огромная заслуга потрясающих актёров. Сестру Хелен сыграла Сьюзан Сарандон. Работа принесла актрисе премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Понселета сыграл Шон Пенн. Роль настолько потрясла самого актёра, что после съёмок он наотрез отказывался обсуждать её с журналистами. Лишь режиссёр картины однажды обмолвился о том, что в фильме Шон Пенн плакал по-настоящему.
В заключение хотелось бы отметить интересный и очень говорящий факт. В самой напряжённой, финальной сцене картины, звучит известное духовное произведение русского композитора Георгия Свиридова, которое называется «Святая любовь». Фильм Тима Роббинса «Мертвец идёт», в конечном итоге — именно о такой любви.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 2. Богослужебные чтения

Царя древнего Израиля, Давида, часто именуют пророком. Не случайно, конечно. Ведь в его псалмах — особых стихах-молитвах — предвещаются события будущего. События, имеющие отношение к служению Христа Спасителя, Которого в историческом отношении от Давида отделяло примерно 10 веков. Примером пророческого творчества царя Давида является псалом 2-й, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, сдьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
На самом деле, об авторстве прозвучавшего сейчас псалма в самом псалме не говорится ни слова. Нет указания на составителя и в так называемом надписании псалма — краткой аннотации с указанием, почему и кем данное произведение было сочинено. Почему же мы утверждаем, что псалом 2-й написал именно Давид? Об этом говорит библейская книга Деяний святых апостолов, в которой зафиксирована речь апостола Петра. Он цитирует первые стихи псалма и указывает, как общеизвестный для древних евреев, факт — псалом 2-й написал Давид.
Что же это за стихи? Звучат они так: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Прозвучавшие строки имеют сразу два значения. Царь Давид писал эти слова, имея в виду грядущее нападение сирийских войск. И себя он называет помазанником Божиим. Царей в древнем Израиле поставляли через особое помазание головы оливковым маслом. Но со временем строки Давида стали восприниматься как пророчество. И помазанником в результате стал не Давид, а обещанный Богом Спаситель — Мессия.
Ветхозаветные евреи были убеждены, что Мессия станет земным царём. Но Спаситель Иисус Христос от этой власти отказался. И пророческие слова псалма получили совершенно иное практическое исполнение. Цари земли — это и римская власть, и власть Ирода Великого. А князи — фарисеи, саддукеи и прочие лидеры современного Христу общества. Как пророческие можно понимать и другие слова из псалма: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение». Противникам Христа казалось, что, отправив Его на казнь, они, тем самым, смогли Его победить. Но нет.
Царство Христа, как уже отмечалось, не имеет отношения к земной политике. Спаситель воскрес из мёртвых, победил смерть. Те, кто в Него верят и принадлежат к Его Церкви, тоже получают возможность быть совершенно свободными. Противники же Христовы раз за разом становятся жертвами собственных же козней. Как произошло с упомянутыми фарисеями, чей бунт против Римской империи привёл к гибели древней Иудеи.
Учение же Христа распространилось по всему миру. Многие и многие народы теперь принадлежат к истинной Церкви Христовой. Далеко не всегда это распространение было мирным и беспрепятственным. Гонениям подвергали древних христиан. Все, думаю, знают о страшных преследованиях веры в советские годы. Но Церковь Божия живёт и будет жить. Потому что она Божия, а не человеческая. Тем же, кто объявит себя врагом Господа, остаётся только посочувствовать.
Давид пишет о судьбе этих людей по-ветхозаветному строго: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Так Давид описывает страшный суд в конце времен. Но опять же речь идёт не о мести Божией, а о той участи, которую люди сами себе избрали. Решили существовать без Бога, лишив себя света благодати. Те же, кто пожелал с Господом жить, получат удивительную истинную радость. Или как пишет Давид: «Блаженны (то есть счастливы) все, уповающие на Бога».
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
«Об Иисусовой молитве». Протоиерей Андрей Рахновский

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», посвященные значению Иисусовой молитвы, а также тому, как приучать себя к молитвенному труду.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов