
Имя Матвея Яковлевича Мудрова вряд ли о чём-то скажет людям, не связанным с медициной. Зато медикам оно хорошо знакомо. Ведь именно Мудров в первой половине XIX века стал основоположником русской терапевтической науки. Среди пациентов доктора была вся высшая московская знать. И одновременно — бедняки, бездомные, сироты. Матвей Яковлевич не делал различий между людьми. Помогать им, лечить их, исполняя христианскую заповедь о любви к ближнему — в этом видел Мудров своё предназначение.
Он родился в 1776-м году в семье вологодского священника — человека образованного, но крайне бедного. Поэтому с юных лет Матвей трудился, чтобы поддержать родителей. Отец выучил его чтению, письму, латыни, греческому языку и другим наукам. Мальчик смог давать частные уроки. Матвей учил детей местного лекаря, и порой видел, как тот принимает у себя дома пациентов. По всей вероятности, именно тогда Мудров впервые задумался о том, чтобы стать врачом. В 1794-м году 18-летний Матвей окончательно укрепился в своём решении. Он отправился в Москву — учиться на лекаря. «Помни бедность и бедных» — сказал ему на прощание отец. Этот родительский наказ Матвей Мудров впоследствии сделал правилом своей жизни.
На собеседовании Матвей своими знаниями произвёл сильное впечатление на директора Московского университета, Павла Ивановича Фонвизина. И тот разрешил ему учиться на казённый счёт и обеспечил бесплатным проживанием в студенческом общежитии. Мудров доверие оправдал. Первый курс он окончил с золотой медалью. Правда, в глубине души был не очень доволен качеством преподавания медицинских наук. Практических занятий у студентов не было вовсе. «Мы учились танцевать, не видя, как танцуют», — с иронией вспоминал впоследствии Матвей Яковлевич. Большой практический опыт он получил уже в Европе, куда отправился на стажировку после окончания университета в 1800 году. Из-за рубежа он писал руководству альма-матер: «Соединение теории с практикой составляет основу в медицине. Теория — это наука, практика — искусство. Кто соединил науку с искусством, тот художник». К талантливому выпускнику прислушались —благодаря Мудрову студенты-медики в России стали не только изучать теорию, но и посещать больницы, присутствовать на операциях, дежурить у постелей больных.
В 1807-м году Мудров вернулся в Россию. Его назначили врачом в Главный госпиталь действующей армии, который располагался в городе Вильно — современный Вильнюс. Там свирепствовала эпидемия острых кишечных инфекций. Матвей Яковлевич лечил солдат и одновременно писал научный труд «Принципы военной патологии». Эта работа сыграла важную роль в подготовке военных врачей и организации лечения в Отечественную войну 1812 года. Мудров к тому времени уже был деканом медицинского факультета Московского университета. После ухода Наполеоновской армии и пожара в Москве он лично занимался восстановлением университета — пожертвовал собственные деньги на строительство нового здания, наполнил сгоревшую библиотеку уникальными книгами из собственного собрания. Милосердие было важной чертой характера доктора Мудрова. Он помнил отцовское напутствие не забывать о бедных, и бесплатно лечил неимущих. Своих студентов Матвей Яковлевич наставлял: «Иногда лечи даром, ибо, кто человеколюбив и милосерд, тот есть истинный любитель и любимец науки».
В конце 1829 года в Поволжье разразилась эпидемия холеры, и Мудров отправился в Саратов на борьбу с бедствием. Он трудился без устали, забывая о себе. И — заразился. В июле 1831 года Матвей Яковлевич скончался. Говорили, что последними его словами стало изречение: «Жизнью жертвую ради жизни других».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица