Имя Матвея Яковлевича Мудрова вряд ли о чём-то скажет людям, не связанным с медициной. Зато медикам оно хорошо знакомо. Ведь именно Мудров в первой половине XIX века стал основоположником русской терапевтической науки. Среди пациентов доктора была вся высшая московская знать. И одновременно — бедняки, бездомные, сироты. Матвей Яковлевич не делал различий между людьми. Помогать им, лечить их, исполняя христианскую заповедь о любви к ближнему — в этом видел Мудров своё предназначение.
Он родился в 1776-м году в семье вологодского священника — человека образованного, но крайне бедного. Поэтому с юных лет Матвей трудился, чтобы поддержать родителей. Отец выучил его чтению, письму, латыни, греческому языку и другим наукам. Мальчик смог давать частные уроки. Матвей учил детей местного лекаря, и порой видел, как тот принимает у себя дома пациентов. По всей вероятности, именно тогда Мудров впервые задумался о том, чтобы стать врачом. В 1794-м году 18-летний Матвей окончательно укрепился в своём решении. Он отправился в Москву — учиться на лекаря. «Помни бедность и бедных» — сказал ему на прощание отец. Этот родительский наказ Матвей Мудров впоследствии сделал правилом своей жизни.
На собеседовании Матвей своими знаниями произвёл сильное впечатление на директора Московского университета, Павла Ивановича Фонвизина. И тот разрешил ему учиться на казённый счёт и обеспечил бесплатным проживанием в студенческом общежитии. Мудров доверие оправдал. Первый курс он окончил с золотой медалью. Правда, в глубине души был не очень доволен качеством преподавания медицинских наук. Практических занятий у студентов не было вовсе. «Мы учились танцевать, не видя, как танцуют», — с иронией вспоминал впоследствии Матвей Яковлевич. Большой практический опыт он получил уже в Европе, куда отправился на стажировку после окончания университета в 1800 году. Из-за рубежа он писал руководству альма-матер: «Соединение теории с практикой составляет основу в медицине. Теория — это наука, практика — искусство. Кто соединил науку с искусством, тот художник». К талантливому выпускнику прислушались —благодаря Мудрову студенты-медики в России стали не только изучать теорию, но и посещать больницы, присутствовать на операциях, дежурить у постелей больных.
В 1807-м году Мудров вернулся в Россию. Его назначили врачом в Главный госпиталь действующей армии, который располагался в городе Вильно — современный Вильнюс. Там свирепствовала эпидемия острых кишечных инфекций. Матвей Яковлевич лечил солдат и одновременно писал научный труд «Принципы военной патологии». Эта работа сыграла важную роль в подготовке военных врачей и организации лечения в Отечественную войну 1812 года. Мудров к тому времени уже был деканом медицинского факультета Московского университета. После ухода Наполеоновской армии и пожара в Москве он лично занимался восстановлением университета — пожертвовал собственные деньги на строительство нового здания, наполнил сгоревшую библиотеку уникальными книгами из собственного собрания. Милосердие было важной чертой характера доктора Мудрова. Он помнил отцовское напутствие не забывать о бедных, и бесплатно лечил неимущих. Своих студентов Матвей Яковлевич наставлял: «Иногда лечи даром, ибо, кто человеколюбив и милосерд, тот есть истинный любитель и любимец науки».
В конце 1829 года в Поволжье разразилась эпидемия холеры, и Мудров отправился в Саратов на борьбу с бедствием. Он трудился без устали, забывая о себе. И — заразился. В июле 1831 года Матвей Яковлевич скончался. Говорили, что последними его словами стало изречение: «Жизнью жертвую ради жизни других».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России