Марсель Пля, уроженец далеких Полинезийских островов, для которого Россия стала второй Родиной, был добровольцем в составе Русской Армии.
Марсель Пля ушёл на фронт в августе 1914 года, трудясь до этого на Русско-Балтийском вагонном заводе. В армии Марселя зачислили в эскадру воздушных кораблей в звании рядового и должности младшего моториста. Позднее за проявленный героизм рядовой Марсель Пля получил звание унтер-офицера и почетные награды.
Какие подвиги совершил Марсель Пля в ходе войны?

В августе 1914 года Российская Империя вступила в Первую Мировую войну. На фронт потянулись добровольцы. Когда один из них появился на пороге призывного пункта в Петрограде, офицеры на несколько мгновений потеряли дар речи. Перед ними стоял... чернокожий молодой человек. В столице России начала 20 века люди негроидной расы были большой редкостью. Впрочем, сам 24-летний Марсель Пля ощущал себя вполне русским человеком. Хотя и родился на островах Полинезии, которые в то время считались французскими. Это выяснилось, когда один из офицеров, оправившись от изумления, наконец заглянул в его документы. Он с удивлением спросил чернокожего парня, почему же, в таком случае, он не поехал во Францию, которая тоже воюет, и не присоединился к армии там? И Марсель с широкой белозубой улыбкой и едва заметным акцентом ответил: «Хочу служить России!»
Пля успел сродниться с русской землёй. Женился. У него подрастали дети. Россия стала для полинезийца второй родиной. А когда Родина в опасности, нужно её защищать. Именно так рассуждал Марсель, когда решил отправиться добровольцем на фронт Первой Мировой. До войны он трудился на Русско-Балтийском вагонном заводе. Сначала в цехе сборки автомобилей. А потом, когда на Русо-Балте открылся авиационный цех, перевёлся туда, и стал собирать аэропланы. Неудивительно, что в армии Марселя зачислили в эскадру воздушных кораблей. Пля получил звание рядового и должность младшего моториста. В составе экипажа знаменитого самолёта-бомбардировщика «Илья Муромец» Пля отправился на Северный фронт.
13 апреля 1916 года он в очередной раз по просьбам однополчан рассказывал историю своей жизни. О том, как девять лет назад богатый петербургский купец привёз из торговой поездки домой чернокожую няньку для своих детей. Этой нянькой была мать Марселя. Мальчик отправился в далёкую Россию вместе с ней. Ему тогда исполнилось семнадцать лет. Внезапно рассказ Марселя прервал сигнал боевой тревоги. «Илья Муромец» с экипажем из трёх человек, включая Марселя Пля, вылетел в направлении латвийской железнодорожной станции Даудзевас. Там шёл тяжёлый бой. Противник ожесточённо палил в небо из зенитных орудий. Уже через несколько минут самолёт получил серьёзные повреждения. Машина постепенно теряла высоту. Говоря прямо — медленно падала. Экипаж ожидала либо гибель, либо, если повезёт остаться в живых — плен. Вдруг раненый командир воздушного корабля с изумлением увидел, как Марсель... вылезает из кабины. И не сразу понял, что происходит. А Пля тем временем осторожно вышел на крыло летящего самолёта. С трудом удерживая равновесие, закрепился ремнём. И прямо на ходу починил и запустил один из подбитых двигателей! Этого хватило, чтобы самолёт с 70-ю пробоинами в фюзеляже дотянул до аэродрома и относительно благополучно там приземлился. За свой героический поступок рядовой Марсель Пля получил орден — Георгиевский крест 3-й степени. И звание унтер-офицера.
В ноябре того же 1916 года Марсель совершил ещё один подвиг. В одном из экипажей не хватало стрелка. Занять это место на ближайшем боевом вылете добровольно вызвался Пля. Его взяли с некоторыми сомнениями: ведь Марсель был техником, а не стрелком. Но когда бомбардировщик поднялся в небо, Пля удивил всех. В первые же минуты пулемётной очередью он сбил два немецких самолёта. А третий, испугавшись такой горячей встречи, развернулся, даже не вступив в бой. На земле Марселя подхватили на руки однополчане. Кричали: «Качать победителя!» А он, как всегда, улыбался. И говорил, что место стрелка в самолёте не очень удобное, а то бы и третий «немец» от него не ушёл. Интересно, что конструктор «Ильи Муромца», инженер Игорь Сикорский, учёл замечания Марселя и впоследствии усовершенствовал сиденье для стрелка. А унтер-офицер Пля за проявленную доблесть и героизм при выполнении боевого задания получил ещё один Георгиевский крест. После этого случая о Марселе написали в журнале «Огонёк»: «Искрятся черным-чёрные глаза, сверкают зубы и лоснится широкий негритянский нос. А на голове — русская солдатская фуражка...» Именно таким остался он на одной из немногих сохранившихся фотографий. Марсель Пля — русский солдат и герой родом с далёких Полинезийских островов.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема