Писатель Марк Твен и Оливия Лэнгдон прожили вместе 36 лет. После свадьбы Твен сказал своему приятелю: «Если бы я знал, как счастливы женатые люди, я бы женился 30 лет назад, не тратя время на выращивание зубов». Твену тогда было 32 года.
Они были очень разными людьми. Сэмюэл Клеменс - это настоящее имя Марка Твена - вырос в небогатой семье и с юности сам зарабатывал на жизнь. Начал свой трудовой стаж в редакции газеты, потом получил профессию лоцмана и плавал по рекам, потом решил добывать серебро. Потерпев фиаско, стал писать рассказы. И сразу прославился на всю Америку. Тогда-то он и влюбился в прелестную Оливию – дочь богатого капиталиста. Марк влюбился даже не в девушку, а в её портрет. Приятель Твена показал ему медальон с изображением своей сестры и пригласил Марка погостить в своём доме. На второй неделе знакомства Твен сделал Оливии предложение. Он нравился ей, но девушку смущали возраст Марка – он был старше на десять лет и его неинтеллигентные манеры. К тому же у Твена за душой не было ни гроша. Впрочем, наличие у него писательского таланта Оливия не отрицала. Тем не менее, она ответила отказом. Он снова сделал предложение. И снова получил отказ. На этот раз Оливия мотивировала его тем, что Твен недостаточно серьёзно относится к религии. На это Марк ответил, что по желанию Оливии он непременно станет хорошим христианином. В душе девушка уже была готова стать женой Твена. Только он об этом не догадывался. Решив, что его положение безнадёжно, Марк уехал. Но по дороге на вокзал его коляска перевернулась. Твен сделал вид, что серьёзно ранен. Его привезли обратно. Оливия вызвалась быть сиделкой и, выслушав ещё одно предложение руки и сердца, сдалась.
После свадьбы Марк старался не огорчать жену. Оливия была глубоко верующей, Твен читал ей по вечерам Библию, а перед каждым обедом произносил молитву. Зная, что жена не одобрит некоторые из его рассказов, он не показывал их издателям. Писал в стол, не опубликовав таким образом 15 тысяч страниц. Оливия была главным цензором Твена. Она первой читала и правила его произведения. Однажды пришла в ужас от выражения, которое употребил Гекльберри Финн и заставила Твена убрать фразу. Она звучала так: «Чёрт побери!». Дочь Клеменсов - Сьюзи - говорила так: «Мама любит мораль, а папа кошек».
Твен слушался жену во всём. Писал в одном из писем: «Я бы перестал носить носки, если бы она только сказала, что это аморально». Оливия называла мужа «седым юношей» и приглядывала за ним, как за ребёнком. А он был уверен, что силу, энергию и детскую непосредственность ему помогла сохранить только Оливия.
Ливи гордилась чувством юмора мужа. Однажды, читая какую-то книгу, Твен хохотал на весь дом. Оливия спросила, какой автор так его рассмешил. Марк ответил, что не знает, но книга очень забавная. Ливи взяла её, чтобы узнать имя писателя и прочла на обложке: «Марк Твен». Юмор выручал его в самых безнадёжных ситуациях. Он позволил Твену не опустить руки, когда выяснилось, что жена безнадёжно больна. По всему дому и даже на деревьях сада Марк развесил весёлые записки, чтобы рассмешить Оливию. На одном из посланий было дано указание птицам, когда им петь и насколько громко. Эта записка висела у окна спальни Ливи.
В их жизни было много трагедий. Смерть детей, банкротство Твена. Марка спасал его врождённый оптимизм, Оливию - христианское смирение. Они не мыслили жизни друг без друга. Говорят, что Твен ни разу в жизни не повысил на жену голос, а она ни разу не устроила ему скандал. Твен был готов защищать супругу от всего света, однажды чуть не порвал со своим близким другом, который решил подшутить над Ливи. А она, оставив все домашние дела, отправилась вместе с мужем в кругосветное плавание: за Твеном, тогда уже «шестидесятилетним юношей» требовался постоянный присмотр.
На один из юбилеев Оливии, Твен написал ей письмо, в котором были такие строки: «Каждый день, прожитый нами вместе, добавляет мне уверенности в том, что мы ни на секунду не пожалеем о том, что соединили наши жизни. С каждым годом я люблю тебя, моя детка, всё сильнее. Давай смотреть вперед - на будущие годовщины, на грядущую старость - без страха и уныния».
3 мая. О жизни и трудах Дмитрия Языкова

Сегодня 3 мая. В этот день в 1850 году родился библиограф и литературовед Дмитрий Языков.
О его жизни и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Дмитрий Дмитриевич Языков родился в семье московского протоирея Дмитрия Ивановича Языкова в 1850 году. Окончив Московскую Семинарию, он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Дмитрий Языков читал лекции на педагогических курсах. А с 1896 по 1908 годы Языков возглавлял библиотеку Московского Университета. Библиотека Императорского Московского Университета была основана в 1755 году одновременно с Университетом. Период управления библиотекой Дмитрия Языкова совпал с переездом ее во вновь возведенное здание по проекту архитектора Быковского. Этот проект органично вписался в архитектуру Старой Москвы. Закругленный угол строения перекликался с силуэтом церковного флигеля. Округлый читальный зал был спроектирован под влиянием формы читального зала Британского музея. Сотрудниками библиотеки Университета была проделана колоссальная работа по перемещению в новое здание 300 тысяч томов литературы. Было написано 8 тысяч каталожных карточек. За разбор библиотечных фондов Языков получил благодарность министра народного просвещения. Главный библиографический труд Языкова — это фундаментальное по своему охвату издание «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц». Благодаря этому труду Дмитрий Языков заслужил репутацию великого библиографа земли русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема