Писатель Марк Твен и Оливия Лэнгдон прожили вместе 36 лет. После свадьбы Твен сказал своему приятелю: «Если бы я знал, как счастливы женатые люди, я бы женился 30 лет назад, не тратя время на выращивание зубов». Твену тогда было 32 года.
Они были очень разными людьми. Сэмюэл Клеменс - это настоящее имя Марка Твена - вырос в небогатой семье и с юности сам зарабатывал на жизнь. Начал свой трудовой стаж в редакции газеты, потом получил профессию лоцмана и плавал по рекам, потом решил добывать серебро. Потерпев фиаско, стал писать рассказы. И сразу прославился на всю Америку. Тогда-то он и влюбился в прелестную Оливию – дочь богатого капиталиста. Марк влюбился даже не в девушку, а в её портрет. Приятель Твена показал ему медальон с изображением своей сестры и пригласил Марка погостить в своём доме. На второй неделе знакомства Твен сделал Оливии предложение. Он нравился ей, но девушку смущали возраст Марка – он был старше на десять лет и его неинтеллигентные манеры. К тому же у Твена за душой не было ни гроша. Впрочем, наличие у него писательского таланта Оливия не отрицала. Тем не менее, она ответила отказом. Он снова сделал предложение. И снова получил отказ. На этот раз Оливия мотивировала его тем, что Твен недостаточно серьёзно относится к религии. На это Марк ответил, что по желанию Оливии он непременно станет хорошим христианином. В душе девушка уже была готова стать женой Твена. Только он об этом не догадывался. Решив, что его положение безнадёжно, Марк уехал. Но по дороге на вокзал его коляска перевернулась. Твен сделал вид, что серьёзно ранен. Его привезли обратно. Оливия вызвалась быть сиделкой и, выслушав ещё одно предложение руки и сердца, сдалась.
После свадьбы Марк старался не огорчать жену. Оливия была глубоко верующей, Твен читал ей по вечерам Библию, а перед каждым обедом произносил молитву. Зная, что жена не одобрит некоторые из его рассказов, он не показывал их издателям. Писал в стол, не опубликовав таким образом 15 тысяч страниц. Оливия была главным цензором Твена. Она первой читала и правила его произведения. Однажды пришла в ужас от выражения, которое употребил Гекльберри Финн и заставила Твена убрать фразу. Она звучала так: «Чёрт побери!». Дочь Клеменсов - Сьюзи - говорила так: «Мама любит мораль, а папа кошек».
Твен слушался жену во всём. Писал в одном из писем: «Я бы перестал носить носки, если бы она только сказала, что это аморально». Оливия называла мужа «седым юношей» и приглядывала за ним, как за ребёнком. А он был уверен, что силу, энергию и детскую непосредственность ему помогла сохранить только Оливия.
Ливи гордилась чувством юмора мужа. Однажды, читая какую-то книгу, Твен хохотал на весь дом. Оливия спросила, какой автор так его рассмешил. Марк ответил, что не знает, но книга очень забавная. Ливи взяла её, чтобы узнать имя писателя и прочла на обложке: «Марк Твен». Юмор выручал его в самых безнадёжных ситуациях. Он позволил Твену не опустить руки, когда выяснилось, что жена безнадёжно больна. По всему дому и даже на деревьях сада Марк развесил весёлые записки, чтобы рассмешить Оливию. На одном из посланий было дано указание птицам, когда им петь и насколько громко. Эта записка висела у окна спальни Ливи.
В их жизни было много трагедий. Смерть детей, банкротство Твена. Марка спасал его врождённый оптимизм, Оливию - христианское смирение. Они не мыслили жизни друг без друга. Говорят, что Твен ни разу в жизни не повысил на жену голос, а она ни разу не устроила ему скандал. Твен был готов защищать супругу от всего света, однажды чуть не порвал со своим близким другом, который решил подшутить над Ливи. А она, оставив все домашние дела, отправилась вместе с мужем в кругосветное плавание: за Твеном, тогда уже «шестидесятилетним юношей» требовался постоянный присмотр.
На один из юбилеев Оливии, Твен написал ей письмо, в котором были такие строки: «Каждый день, прожитый нами вместе, добавляет мне уверенности в том, что мы ни на секунду не пожалеем о том, что соединили наши жизни. С каждым годом я люблю тебя, моя детка, всё сильнее. Давай смотреть вперед - на будущие годовщины, на грядущую старость - без страха и уныния».
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов