Мои акварельные занятия продолжались, но шли как-то совсем туго. Как я ни старался, получалось всё не так, как хотелось. То бумага оказывалась излишне сырой, и краски предательски растекались, то, напротив, образовывали жёсткие проволочные границы. Одним словом, вся «вкусность» акварели так и не хотела появляться. Нужен преподаватель. Это становилось всё очевиднее. И я отправился на мастер-класс в нашей Пятницкой слободе.
На занятии меня ждало жестокое разочарование. Преподаватель почему-то решил в качестве натюрморта положить всего лишь один мандарин на тёмно-синем фоне. Для меня, закончившегося когда-то художественную школу, это выглядело издевательством. Я-то рассчитывал хотя бы на три-четыре предмета разного цвета и фактуры, чтобы можно было отработать хотя бы пару акварельных техник. А тут — тоскливая мандаринка. Вместо идеального натюрморта.
Прочитав в моих глазах разочарование, художник с пониманием произнёс: «Друзья, вы не смущайтесь, что перед вами всего лишь мандарин. Лучше на простейшем отработать одну технику, но хорошо, чем провалить сложный натюрморт. Не ищите идеального натюрморта - ищите вкус и радость в самых простых вещах!»
И когда мастер закончил свой рисунок, перед нами действительно было удивительно лёгкое, прозрачное, без единого лишнего мазка изображение, которое так и хотелось повесить на стену. Всего лишь быстрый этюд, но сколько же в нём оказалось красоты!
Об этой ситуации я недавно вспомнил, когда беседовал с мужчиной, который никак не мог создать нормальную семью. Он искал идеальную пару — находил — и всякий раз всё рассыпалось. Он говорил о каком-то семейном проклятии, о сглазе, а я думал совершенно о другом. Об идеальном натюрморте, которого не существует. О ложной мысли, которая может поселиться в голове и годами отравлять жизнь — что главное — найти «идеальную пару», а остальное приложится. Я думал о том, что когда есть желание жить красотой, то рисовать можно что угодно, и это будет прекрасно. Даже одинокий мандарин. А если ждать годами выдуманный «идеал», можно так и никогда не взять в руки кисточку выстраивания отношений. Это хорошее оправдание себя, но там, где не будет горечи разочарования, боли преодоления своей самости, труда поиска выхода из конфликтов и обид — там никогда не будет ни радости, ни счастья.
Спасибо тебе, одинокий мандарин, что научил меня очень важному: когда любишь и ценишь — всё можно превратить в произведение искусства!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.