Есть категории людей, чья частная жизнь притягивает пристальное внимание и становится объектом домыслов и пересудов. Как правило, это касается личностей, постоянно мелькающих на телеэкране: так называемых «звезд», и, пожалуй, политиков. Но есть еще одна группа, представители которой, хотя телеэфирами не злоупотребляют и судьбы человеческие не вершат, интерес к себе, однако, вызывают не меньший. Это -священнослужители.
И если сегодня человек в рясе, к счастью, уже не воспринимается обывателями как нечто экзотическое и невиданное, все равно для многих повседневная жизнь священников по-прежнему – тайна, покрытая мраком. А, как известно, все тайное притягивает. Вот и возникают порой в «народной среде» о батюшках такие «легенды и мифы», что диву даешься.
Отчасти поэтому Юлия Сысоева, вдова известного священника и проповедника Даниила Сысоева, и решила написать свои «Записки попадьи». И первый же миф, который она развенчивает – о том, что священник должен быть неженатым. А ведь, как ни странно, в этом по-прежнему уверены многие, насмотревшиеся мексиканских сериалов и начитавшиеся всяких душещипательных заморских книжек, сентиментальные дамы. Да что там дамы – Юлия описывает случай, когда к ним с отцом Даниилом подскочил пьяный мужичонка, и с обидой в голосе провозгласил: «батюшка, а вам ведь с женщинами нельзя-а!». На что отец Даниил резонно возразил: «С женщинами - нельзя, а с женой можно».
Дальше матушка увлекательно и в подробностях описывает сам механизм сватовства и женитьбы, а заодно и будни семинаристов, то есть будущих священников. При этом не забывает подкрепить свои рассказы конкретными примерами из жизни – своей или знакомых и друзей.
Но вот, семинарист выбирает невесту, женится, принимает священный сан. Что же дальше? А дальше – распределение на приход, который может оказаться как в центре Москвы, так и в глухом селении где-нибудь под Красноярском. Тут уж как повезет. И автор живописует будни одной священнической семьи, попавшей по распределению в такую Тмутаракань, где зимой на автобусной остановке батюшке пришлось спасаться от волчьей стаи, а матушке – осваивать профессию кочегара, чтобы справляться с большой русской печью.
Да и вообще, ведь очень интересно, так сказать, из первых рук узнать о том, во что должна одеваться супруга священника, почему в семьях батюшек всегда много детей и получают ли священнослужители зарплату. Все это есть у Юлии Сысоевой в книге «Записки попадьи» - без домыслов и легенд.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»