Помните, как царица, героиня знаменитой пушкинской «Сказки о мертвой царевне…», смотрелась в свое волшебное зеркало, требуя от него не объективного отражения действительности, а того, что желала видеть она сама? Когда читаешь роман Вениамина Каверина «Перед зеркалом», почему-то именно этот образ настойчиво всплывает в памяти, хотя и сюжет произведения вовсе не сказочный, да и зеркало в нём имеет, скорее, символическое, а не буквальное значение.
Зеркалом, в котором героиня романа, художница Елизавета Тураева, долгие годы настойчиво пыталась отражаться такой, какой она сама себе казалась, а не такой, какой на самом деле была, стал молодой профессор математики Константин Карновский. Лиза и Костя познакомились на гимназическом балу, когда оба были совсем еще юными, а потом стали переписываться. Переписка эта длилась долгие двенадцать лет, за которые герои лишь несколько раз виделись друг с другом. Но все эти годы герои мучительно пытались понять, что же все-таки за чувство накрепко связало их друг с другом.
Писать о такой вот «дружбе на грани любви», наверное, непросто. И Вениамин Каверин в своем романе «Перед зеркалом» для того, чтобы передать всю эмоциональность столь сильного, но невероятно противоречивого чувства, выбрал, кажется, самый подходящий для этого литературный жанр – эпистолярный. Роман представляет собой письма героев, написанные под влиянием разных настроений, из разных городов и даже частей света. Не всегда по порядку, не обязательно с ответом - подчас целые главы состоят из писем только одного адресата к другому, и о многих событиях в жизни Лизы и Кости читатель может лишь догадываться по отрывочным строчкам. Но именно это и делает роман по-настоящему увлекательным, а его героев – живыми людьми, совершающими порой в жизни роковые ошибки.
Как ни странно, этот роман приобретает новый смысл и остается актуальным и в современную интернет-эпоху, когда личный контакт между людьми подчас полностью заменяет электронная переписка и общение в соцсетях. И здесь тоже срабатывает тот самый пушкинский «принцип волшебного зеркала». Ведь не секрет, что прообщавшись длительное время с человеком в интернете, наладить с ним отношения «в реальности» оказывается возможным далеко не всегда…
А понимая все это, еще больше переживаешь за героев романа, в буквальном смысле видя и чувствуя, где и когда каждый из них «повернул не туда». Это как раз тот самый классический случай, когда хочется воскликнуть: «А счастье было так возможно!» И, кажется, что именно здесь кроется особая задумка автора: может быть, таким способом Венимамин Каверин в своей книге «Перед зеркалом» и кого-то из нас вовремя предостережет от опасности разрушить свое счастье собственными руками?
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема