В последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что ананасы, бананы или какое-нибудь авокадо стали многим из нас куда привычнее и роднее картошки с солеными огурцами. Вот, недавно наблюдала в супермаркете картину: старенькая бабушка, - по всему видно, лет под 80 - увлеченно набирала в сетчатую авоську киви. А ведь большую часть своей жизни бабуля эта прожила, наверняка даже не зная, что есть такой заморский фрукт и что наступит время, когда она им, словно картофельными клубнями, авоську набивать будет!
Кстати, все мы в курсе, что, в общем-то, и картошка – овощ у нас хоть и прижившийся и ставший «народным», на самом-то деле изначально в России не рос, и когда она здесь появилась, то была для русского человека чем-то вроде тех киви для бабули. Но со временем привыкли…
Очень интересную книгу о том, что ели наши пращуры и какие продукты считаются для той или иной части света традиционными, написал Олег Ивик. Книга, вышедшая в издательстве «Ломоносов» так и называется: «Еда древнего мира».
Чтобы сообщить читателям, из чего состояло меню египтянина, жившего во время правления фараона Хеопса, автору пришлось работать не только с историческими хрониками. Выяснилось, что в древности о еде гораздо чаще писали вовсе не те, кто ее непосредственно готовил. Основные источники знаний о гастрономических вкусах и пристрастиях древних Олег Ивик почерпнул из указов законодателей, философских трактатов, творений мудрецов и поэтов, а также из дошедших до нашего времени немногочисленных артефактов.
К примеру, в гробнице одной египетской дамы из знатного сословия археологами и учеными был обнаружен целый «комплексный обед», практически не тронутый временем: ячменная каша, жареная перепелка, говяжьи ребра, рыба, хлеб, инжирный компот и ягоды.
А от загадочной цивилизации шумеров, помимо рисунков и предсказаний о конце света, сохранилась глиняная табличка, рассказывающая о буднях шумерского школьника – что-то вроде современного букваря. Там есть упоминание о том, что мама дала ребенку с собой в школу две булочки.
Принимая во внимание, сколько источников пришлось изучить Олегу Ивику, автору книги «Еда древнего мира», издание можно смело назвать научным исследованием. А точнее, научно-популярным, потому что написана книга очень легко, с искрометным юмором и массой полезных цитат из произведений древних поэтов и философов.
Только вот автора жаль немного, потому что писать про всю эту древнюю вкуснятину было наверняка очень нелегко. Он и сам признается, что постоянно хотелось попробовать хоть кусочек жаренного на вертеле быка или кальмара, начиненного артишоками… Поэтому всем читателям он советует хорошенько подкрепиться перед тем, как взять в руки книгу.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема