Если сказать москвичам, что в их городе есть Улица святого Николая, и что каждый из них много раз на ней бывал, ответом, скорее всего, будет недоумение: вот улица Сергия Радонежского в столице точно есть, а улица Святого Николая… где она? Ответ на этот вопрос точно знает писатель Борис Зайцев. Его сборник, в который вошли рассказы и очерки разных лет, так и называется: «Улица святого Николая».
Оказывается, давным-давно, еще в конце девятнадцатого века, так называли Арбат. Не официально, конечно – название было «народным». И возникло оно не случайно: когда-то на Арбате возвышались целых три храма в честь святителя Николая: Никола на Песках, Никола в Плотниках и Никола Явленный. В заглавном очерке Бориса Зайцева именно они стали центром, вокруг которого вращается и жизнь многолюдной улицы, и даже судьба России. Мимо этих трех храмов с грохотом проносятся не только коляски и пролетки, но и годы, и целые эпохи. Декорации меняются, словно в фантастическом блокбастере со спецэффектами. Вот бежит по знойной летней улице юный голубоглазый поэт, а вокруг сияют изящные витрины магазинов, этаких модных бутИков начала двадцатого века. И вдруг откуда ни возьмись: заснеженная мостовая, тяжелый топот множества сапог… И повзрослевший поэт испуганно смотрит, как проходят мимо него шеренгами солдаты в серых шинелях, с красными звездами на остроконечных шапках. Удивительно, но получилось так, что продолжение к очерку Бориса Зайцева написала сама жизнь. Ведь тогда автор еще не мог знать, что именно «серые шинели с красными звездами» захотят стереть из нашей памяти улицу Святого Николая, и по их злой воле с Арбата навсегда исчезнут эти три посвященные ему храма. Вот почему, читая авторский финал, становится одновременно и немного грустно, и по-настоящему радостно от того, что писатель позволил нам воочию увидеть ту, уже ушедшую в века реальность, так мастерски оживив ее.
И столь же живо, объемно и талантливо пишет автор о своих путешествиях на Афон и Валаам. В сборник вошли два одноименных очерка. И если вдруг поехать на далекий Русский Север не позволят дела, а кризис в Греции снова нарушит планы туристов, можно открыть книгу Бориса Зайцева, и окунуться в тихую звездную ночь над афонским Пантелеимоновым монастырем и послушать мерные удары ладожских волн о гранитные скалы Валаама. А потом снова пройтись неспешным шагом по «Улице святого Николая».
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!