Заядлые книгочеи уверены: когда кажется, что нечего почитать – это значит, пришло время перечитать классику. По данным социологических опросов, большинство из тех, кто хоть раз брал в руки книгу, которую не открывал со школьной скамьи, утверждают, что произведения учебной программы в зрелом возрасте воспринимаются глубже и даже производят более сильное впечатление. В издательстве «Артос-Медиа», кажется, тоже с этим согласны. Вышедший там сборник с простым названием «Повести и рассказы» собрал под одной обложкой лучшие хрестоматийные произведения поистине великих писателей – Пушкина, Гоголя и Достоевского.
Погрузиться в эти тексты – всё равно, что встретить старых друзей, с которыми давно не виделся, и они ничуть не изменились. Разве что слегка повзрослели… Пушкинская «Капитанская дочка», кажется, стала ещё восхитительнее. С каким волнением вновь переживаешь удивительную историю Петра Гринёва, и видишь, как тонко Пушкин прочувствовал судьбы героев, как сумел вложить в них – даже в Пугачёва! - подлинно христианское осмысление милосердия.
Гоголевский «Портрет», и вселившийся в него дух «азиата с живыми глазами» кажется уже совсем не таким пугающим. Потому что теперь-то понимаешь: ведь художник, нарисовавший его, в конце концов, обращается к Богу и пишет уже совсем другое - прекрасную, исполненную святости картину Рождества Христова. А там, где Христос, не может быть ничего нечистого.
Это чувствуют и заключенные каторжники в повести Достоевского «Записки из мёртвого дома». Глава из неё, под названием «Праздник Рождества Христова», вошла в сборник «Повести и рассказы». Величие момента и трепетное, почти что детское ожидание чуда, в мгновение ока преображает мрачную обстановку каторжного барака и озаряет светом очерствевшие, казалось бы, уже погасшие, сердца.
У каждого из трёх классиков свой неповторимый стиль: у Пушкина – изысканная простота повествования; у Гоголя – юмор, проступающий даже сквозь мистический сюжет; у Достоевского – внимание к деталям и мастерство измерять глубину душ человеческих. А все вместе эти «Повести и рассказы» и есть – неповторимая и вечная классика, которую непременно стоит перечитать!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.