
В моей семье всегда постились. И я начала поститься, когда была ребенком. Каким был мой пост? Помню, папа отключал возможность играть в компьютерные игры. Телевизор завешивали шторкой и весь пост не смотрели. Насчёт еды тоже всё обстояло строго.
Бабушка спорила с родителями, что, мол, детям нужно полноценно питаться, но мы с сестрой поддерживали сторону папы и мамы. И постились по всем правилам.
В связи с этим, я периодически попадала в неловкие ситуации в компаниях, где о посте не знали совсем или знали понаслышке.
Я училась в 11 классе, когда в наш город приехали Том и Маргарет, пожилая пара из Америки. Они стали бесплатно обучать местных детей английскому языку. Мы с одноклассниками посещали эти занятия с большой радостью. По окончании курса наши американские преподаватели предложили всем желающим посидеть в ресторанчике и побеседовать в свободном режиме.
Возможно, это был первый раз в моей жизни, когда я самостоятельно пошла в ресторан. Волновалась. Том и Маргарет сказали, что они всех угощают. Заведение специализировалось на блинах, и они как американцы хотели вволю их наесться.
В тот день и произошла ситуация, которая многому меня научила. Это была не какая-нибудь обычная суббота. Это была Лазарева суббота. Последняя перед Страстной неделей. Суббота перед Входом Господним в Иерусалим. На сам Вход Господень как на праздник дозволяется рыба. А в Лазареву субботу — икра.
Поэтому, раскрыв меню, мы с подругой, которая тоже постилась, уверенно ткнули в блины с красной икрой и сказали: «Вот это нам можно!» И принялись объяснять, что мы постимся, что такое Великий пост, какой он строгий и как ничего нельзя есть. Том и Маргарет слушали немного удивленно, улыбались и, конечно же, заказали то, что мы просили.
Когда всем за столом принесли выбранные блюда, я вдруг поняла, что мы заказали самые дорогие блины в ресторане. Мне стало стыдно. Я так хотела показать всем, как строго я придерживаюсь правил поста, а получилось, что меня всё равно заботило, как бы повкуснее поесть — и тогда смысл поста исчезает.
Что же получается? Дело не только в том, чтобы есть икру, когда можно есть икру, и есть рыбу, когда можно рыбу? Дело ещё и в контексте, дело в адекватной оценке ситуации — например, стоимости икры на рынке.
Я тогда осознала, что не нужно относиться к постным ограничениям формально. Ограничение должно идти изнутри, от души самого человека. Теперь я отмечаю, как на меня воздействует то или иное удовольствие, и отказываюсь от него в пост, если чувствую, что становлюсь зависимой.
Дело не в том, чтобы следовать правилам ради правил и делать всё, что позволено. Просто наше внутреннее стремление к свободе духа глубже и сильнее, чем, например, стремление к шоколадке, даже если она горькая и формально нам её можно. Или к красной икре.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема