
В октябре тысяча девятьсот десятого года в небо над посёлком Южа Владимирской губернии поднялась невиданная птица. Собранный из дерева и металла, с крыльями, обтянутыми пергаментной бумагой, аэроплан продержался над землёй всего лишь несколько минут. Но его пилот и создатель, изобретатель-самоучка Лука Школин, успел произвести невиданный фурор среди местных крестьян: молодёжь ликовала, старики недоверчиво качали головами. Многие тогда считали длительные полёты аппаратов тяжелее воздуха невозможными. Однако Школин верил в перспективы зарождающегося отечественного воздухоплавания и мечтал разработать настоящий «русский моноплан» — так он назвал своё детище. И такая возможность у него появилась, благодаря директору Южской бумагопрядильной фабрики Владимиру Асинкритовичу Балину. Именно Балин предоставил молодому мастеру три тысячи рублей и все технические возможности фабрики для воплощения его мечты в жизнь. Представители династии Балиных вкладывали немало средств в талантливых инженеров и были уверены, что процветание отечественного производства возможно лишь с помощью своих, российских, специалистов. Лучших мастеров направляли на стажировку в Англию и Германию. Квалифицированные специалисты делали на Южской фабрике блестящие карьеры.
Основатель династии Балиных, Асинкрит Яковлевич, выходец из самых низов (дед Балина был крепостным крестьянином), по словам современников, «начал с медных грошиков, а закончил миллионами». Уважали Асинкрита Яковлевича не только за трудолюбие и коммерческий талант, но и за справедливость и милосердие. От него не увольнялись по собственному желанию: дорожили местом на балинской фабрике и оставались на службе у его наследников. А детей у Балина было немало: в первом браке родилось двенадцать, а во втором — восемнадцать человек! Прежде чем занять ключевые посты предприятия, сыновья Асинкрита Яковлевича проходили непростую фабричную школу, не минуя ни одной ступеньки служебной лестницы.
Была у Асинкрита Балина заветная мечта: построить «город-сад», где рабочие могли бы достойно и комфортно трудиться и отдыхать. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году он приобрёл Южскую бумагопрядильную фабрику. Тогда и начался «золотой век» Южи. Стараниями фабриканта была создана вся инфраструктура посёлка, включая благоустроенные кирпичные казармы. В казармах вода подавалась на третий этаж (с помощью водонапорных башен), что в те времена было немыслимой роскошью для простых рабочих. Кроме того, на территории посёлка разбили огромный красивый парк: с освещением, фонтанами, каналами для катания на лодках. И всё это было сделано за счёт фабриканта: Южа превратилась в благоустроенный электрифицированный промышленный центр.
В «Товариществе Южской мануфактуры Балина» работало семь тысяч восемьсот человек. Быт и досуг рабочих и их семей был прекрасно организован: работали библиотека с бесплатной выдачей книг и журналов на дом, детские сады и ясли, две школы, профтехучилище, больница на пятьдесят коек, родильный дом, учредили Общество трезвости. На средства Балиных в Юже был построен Народный дом с биллиардной и зрительным залом на тысячу мест. Строили по последнему слову техники. Здесь ставил и показывал спектакли самодеятельный народный театр.
В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году Балины построили кирпичную богадельню, выделив на её создание и содержание пятьдесят тысяч рублей. На втором этаже устроили домовый храм, посвящённый апостолу Асинкриту — святому, имя которого носил основатель фабрики, Асинкрит Яковлевич Балин. Через пятнадцать лет церковь расширили: появился второй престол Вознесения Господня и колокольня.
Неудивительно, что при таком человечном отношении к рабочим, и трудились они на славу, и продукция получалась самого высокого качества. В тысяча восемьсот девяносто первом году Южская фабрика получила медаль на Среднеазиатской промышленной выставке, а через пять лет завоевала золотую медаль на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Сегодня в Юже почти каждое старинное здание так или иначе связано с купцами Балиными. До сих пор в Юже с уважением и благодарностью вспоминают щедрых и благородных людей, так много сделавших для этого небольшого рабочего поселения.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема