
В октябре тысяча девятьсот десятого года в небо над посёлком Южа Владимирской губернии поднялась невиданная птица. Собранный из дерева и металла, с крыльями, обтянутыми пергаментной бумагой, аэроплан продержался над землёй всего лишь несколько минут. Но его пилот и создатель, изобретатель-самоучка Лука Школин, успел произвести невиданный фурор среди местных крестьян: молодёжь ликовала, старики недоверчиво качали головами. Многие тогда считали длительные полёты аппаратов тяжелее воздуха невозможными. Однако Школин верил в перспективы зарождающегося отечественного воздухоплавания и мечтал разработать настоящий «русский моноплан» — так он назвал своё детище. И такая возможность у него появилась, благодаря директору Южской бумагопрядильной фабрики Владимиру Асинкритовичу Балину. Именно Балин предоставил молодому мастеру три тысячи рублей и все технические возможности фабрики для воплощения его мечты в жизнь. Представители династии Балиных вкладывали немало средств в талантливых инженеров и были уверены, что процветание отечественного производства возможно лишь с помощью своих, российских, специалистов. Лучших мастеров направляли на стажировку в Англию и Германию. Квалифицированные специалисты делали на Южской фабрике блестящие карьеры.
Основатель династии Балиных, Асинкрит Яковлевич, выходец из самых низов (дед Балина был крепостным крестьянином), по словам современников, «начал с медных грошиков, а закончил миллионами». Уважали Асинкрита Яковлевича не только за трудолюбие и коммерческий талант, но и за справедливость и милосердие. От него не увольнялись по собственному желанию: дорожили местом на балинской фабрике и оставались на службе у его наследников. А детей у Балина было немало: в первом браке родилось двенадцать, а во втором — восемнадцать человек! Прежде чем занять ключевые посты предприятия, сыновья Асинкрита Яковлевича проходили непростую фабричную школу, не минуя ни одной ступеньки служебной лестницы.
Была у Асинкрита Балина заветная мечта: построить «город-сад», где рабочие могли бы достойно и комфортно трудиться и отдыхать. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году он приобрёл Южскую бумагопрядильную фабрику. Тогда и начался «золотой век» Южи. Стараниями фабриканта была создана вся инфраструктура посёлка, включая благоустроенные кирпичные казармы. В казармах вода подавалась на третий этаж (с помощью водонапорных башен), что в те времена было немыслимой роскошью для простых рабочих. Кроме того, на территории посёлка разбили огромный красивый парк: с освещением, фонтанами, каналами для катания на лодках. И всё это было сделано за счёт фабриканта: Южа превратилась в благоустроенный электрифицированный промышленный центр.
В «Товариществе Южской мануфактуры Балина» работало семь тысяч восемьсот человек. Быт и досуг рабочих и их семей был прекрасно организован: работали библиотека с бесплатной выдачей книг и журналов на дом, детские сады и ясли, две школы, профтехучилище, больница на пятьдесят коек, родильный дом, учредили Общество трезвости. На средства Балиных в Юже был построен Народный дом с биллиардной и зрительным залом на тысячу мест. Строили по последнему слову техники. Здесь ставил и показывал спектакли самодеятельный народный театр.
В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году Балины построили кирпичную богадельню, выделив на её создание и содержание пятьдесят тысяч рублей. На втором этаже устроили домовый храм, посвящённый апостолу Асинкриту — святому, имя которого носил основатель фабрики, Асинкрит Яковлевич Балин. Через пятнадцать лет церковь расширили: появился второй престол Вознесения Господня и колокольня.
Неудивительно, что при таком человечном отношении к рабочим, и трудились они на славу, и продукция получалась самого высокого качества. В тысяча восемьсот девяносто первом году Южская фабрика получила медаль на Среднеазиатской промышленной выставке, а через пять лет завоевала золотую медаль на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Сегодня в Юже почти каждое старинное здание так или иначе связано с купцами Балиными. До сих пор в Юже с уважением и благодарностью вспоминают щедрых и благородных людей, так много сделавших для этого небольшого рабочего поселения.
Все выпуски программы Имена милосердия
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема