
В октябре тысяча девятьсот десятого года в небо над посёлком Южа Владимирской губернии поднялась невиданная птица. Собранный из дерева и металла, с крыльями, обтянутыми пергаментной бумагой, аэроплан продержался над землёй всего лишь несколько минут. Но его пилот и создатель, изобретатель-самоучка Лука Школин, успел произвести невиданный фурор среди местных крестьян: молодёжь ликовала, старики недоверчиво качали головами. Многие тогда считали длительные полёты аппаратов тяжелее воздуха невозможными. Однако Школин верил в перспективы зарождающегося отечественного воздухоплавания и мечтал разработать настоящий «русский моноплан» — так он назвал своё детище. И такая возможность у него появилась, благодаря директору Южской бумагопрядильной фабрики Владимиру Асинкритовичу Балину. Именно Балин предоставил молодому мастеру три тысячи рублей и все технические возможности фабрики для воплощения его мечты в жизнь. Представители династии Балиных вкладывали немало средств в талантливых инженеров и были уверены, что процветание отечественного производства возможно лишь с помощью своих, российских, специалистов. Лучших мастеров направляли на стажировку в Англию и Германию. Квалифицированные специалисты делали на Южской фабрике блестящие карьеры.
Основатель династии Балиных, Асинкрит Яковлевич, выходец из самых низов (дед Балина был крепостным крестьянином), по словам современников, «начал с медных грошиков, а закончил миллионами». Уважали Асинкрита Яковлевича не только за трудолюбие и коммерческий талант, но и за справедливость и милосердие. От него не увольнялись по собственному желанию: дорожили местом на балинской фабрике и оставались на службе у его наследников. А детей у Балина было немало: в первом браке родилось двенадцать, а во втором — восемнадцать человек! Прежде чем занять ключевые посты предприятия, сыновья Асинкрита Яковлевича проходили непростую фабричную школу, не минуя ни одной ступеньки служебной лестницы.
Была у Асинкрита Балина заветная мечта: построить «город-сад», где рабочие могли бы достойно и комфортно трудиться и отдыхать. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году он приобрёл Южскую бумагопрядильную фабрику. Тогда и начался «золотой век» Южи. Стараниями фабриканта была создана вся инфраструктура посёлка, включая благоустроенные кирпичные казармы. В казармах вода подавалась на третий этаж (с помощью водонапорных башен), что в те времена было немыслимой роскошью для простых рабочих. Кроме того, на территории посёлка разбили огромный красивый парк: с освещением, фонтанами, каналами для катания на лодках. И всё это было сделано за счёт фабриканта: Южа превратилась в благоустроенный электрифицированный промышленный центр.
В «Товариществе Южской мануфактуры Балина» работало семь тысяч восемьсот человек. Быт и досуг рабочих и их семей был прекрасно организован: работали библиотека с бесплатной выдачей книг и журналов на дом, детские сады и ясли, две школы, профтехучилище, больница на пятьдесят коек, родильный дом, учредили Общество трезвости. На средства Балиных в Юже был построен Народный дом с биллиардной и зрительным залом на тысячу мест. Строили по последнему слову техники. Здесь ставил и показывал спектакли самодеятельный народный театр.
В тысяча восемьсот девяносто четвёртом году Балины построили кирпичную богадельню, выделив на её создание и содержание пятьдесят тысяч рублей. На втором этаже устроили домовый храм, посвящённый апостолу Асинкриту — святому, имя которого носил основатель фабрики, Асинкрит Яковлевич Балин. Через пятнадцать лет церковь расширили: появился второй престол Вознесения Господня и колокольня.
Неудивительно, что при таком человечном отношении к рабочим, и трудились они на славу, и продукция получалась самого высокого качества. В тысяча восемьсот девяносто первом году Южская фабрика получила медаль на Среднеазиатской промышленной выставке, а через пять лет завоевала золотую медаль на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
Сегодня в Юже почти каждое старинное здание так или иначе связано с купцами Балиными. До сих пор в Юже с уважением и благодарностью вспоминают щедрых и благородных людей, так много сделавших для этого небольшого рабочего поселения.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов