Князь Михаил Тверской был воспитан своей матерью княгиней Ксенией в огромной любви к Отечеству. Сын считал мать своим главным духовным наставником и, то, чему она учила его с детства соблюдал свято: никогда не посягая на чужое, своё он охранял, не щадя жизни.
Княгиню Владимирскую и Тверскую Ксению летописцы называли «премудрой». По одной из версий, красивая девушка с незаурядным, сильным характером родилась в незнатной семье простого сельского пономаря. По другой, Ксения происходила из богатого рода и была дочерью боярина Юрия из Великого Новгорода. Но одно известно точно: для своего времени – второй половины 13-ого столетия, Ксения считалась высокообразованной женщиной.
Замуж она вышла в 1265 году за великого князя Тверского Ярослава Ярославича – младшего брата Александра Невского. У супругов одна за другой появились две дочери, а вот сына в семье ждали долгих шесть лет. Ярослав и Ксения молились о рождении мальчика - наследника Великого княжества Тверского. И эти молитвы были услышаны. Ксения родила сына Михаила. Увы, Ярослав до этого события не дожил. Он умер от простуды за 40 дней до появления на свет вымоленного чада. 25-летняя вдова и сына поднимала одна, и мудро управляла Тверским княжеством.
Она воспитывала Михаила в духе христианской веры, рано научила его читать, а когда сын освоил эту науку, привила ему любовь к книгам Священного Писания и историческим произведениям. Например, юный Михаил с увлечением читал «Хроники» византийского летописца монаха Георгия Амартола.
Библиотека в доме Ксении была обширной, а частное собрание книг в те времена считалось большой редкостью. В 1285-м – в год своего совершеннолетия - Михаил вступил на престол. Ксения вручила сыну управление одним из сильнейших княжеств Северо-восточной Руси и в честь появления на политической арене нового князя Михаила Ярославича Тверского заложила в городе Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм на Тверской земле.
Ксения не могла нарадоваться на сына: он вырос настоящим мужчиной – решительным, благородным и в первые же годы своего правления зарекомендовал себя храбрым защитником Отчизны, выступив против литовской рати. Михаил возглавил войско русичей и триумфально побил неприятеля, заслужив этим уважительное прозвище «князь-воин».
Невесту сыну мать выбирала сама. Понимая, что престиж семьи во многом зависит от репутации её женской части, нашла прекрасную девушку Анну - дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. После свадьбы Михаила Ксения ушла в монастырь, приняв имя Мария. Но от государственных дел не отстранилась и, к примеру, вместе с сыном добивалась того, чтобы место митрополита всей Руси занял их тверской ставленник Геронтий. Мать и сын прекрасно понимали, что единение раздробленной страны возможно только с помощью Церкви. Недаром ведь позже Михаила за его дальновидную политику и проекты государственного масштаба, назвали «князем всея Руси».
Защищать свои законные права и нести ответственность за народ – эти две черты, которые Михаил перенял у матери, стали для него главными правилами в жизни. Правда, прав при монголо-татарах у тверского князя практически не оставалось. И в 1318 году Михаила убили в Орде в ставке хана Узбека. У князя была возможность побега. Но тогда погибли бы его подданные, а княжество подверглось бы уничтожению. И Михаил выбрал смерть, спасая Отечество ценой своей жизни. Только спустя год останки князя возвратили на родину. Тогда же началось почитание Михаила, как святого.
По счастью, Ксения о гибели сына не узнала, она скончалась за шесть лет до этого. Похоронили княгиню в Спасо-Преображенском соборе Твери, со временем причислили к лику местночтимых святых. А годы её правления стали называть «золотым веком Твери.
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.