Молодой сержант тоскливо смотрел, как за окном милицейского уазика проплывают вдалеке невысокие горы. Осень в Кисловодске — чудесная пора: все склоны расцвечены ярко-красными, бордовыми, жёлтыми пятнами — перемежающиеся глубокими тенями хвойников. «И зачем я только вчера пообещал жене, что сегодня пойдём гулять в парк с детьми? Сглазил, да и только! А погода-то какая! Чего нас вне графика сюда погнали — что за особое задание?»
Машина свернула с центральной дороги и вскоре остановилась. Район Минутки — на самом краю Кисловодска — район бедный и не престижный: здесь нет ни многоэтажек, ни санаториев, только частный сектор. Ничего интересного.
В шеренгу выстроив милиционеров, майор с нескрываемым раздражением сказал: «Ваша задача — не допустить подвоза материалов на стройку церкви... то есть этого неразрешённого объекта религиозного назначения! У всех входящих на территорию проверять документы, выяснять, почему в рабочее время болтаются без дела. Старух не трогать. Выполнять!»
Заняв своё место в наряде, сержант стал наблюдать за происходящим. В глубине двора, скрытого от любопытных глаз высоким глухим забором, прерывисто тарахтела бетономешалка. Слышался звук ударов кирки и глухой щелчок разламывающегося кирпича. Чуть прислушавшись, иногда можно было разобрать какие-то протяжные песни. Понятно: внутри кипела работа. Снаружи ничего не происходило.
Через три часа стояния в наряде стало совсем скучно. Единственное развлечение — наблюдать, как изредка распахивалась калитка, и какая-то старуха в длинном до земли то ли платье, то ли халате проходит туда-сюда с тяжёлыми сумками. Вдруг, выйдя из калитки, она прямиком направилась к сержанту. «Сынок, на, возьми, покушай, свежие — только напекли, с капусткой!» — шепелявя, старуха протянула милиционеру затёртый пакет с пирожками. Сержант в нерешительности замялся. «Да не бойся, не отравим, смотри!» — и бабка, разломив пирожок со слегка подгоревшим верхом, отправила его в рот. Не дожидаясь ответа, она поставила пакет на землю и пошла обратно.
Отойдя чуть поодаль и дожёвывая третий пирожок, сержант краем глаза заметил, что над забором стали появляться какие-то фигуры. Три пожилые женщины в платках неторопливо, но ритмично накладывали раствор и клали кирпич. Стены храма росли на глазах. Только на обратном пути из распросов майора он поймёт, что строительство нового храма для Советского государства — дело неслыханное, что несмотря на ежедневные милицейские кордоны откуда-то стройматериалы у них всё равно берутся, что среди строителей — нет ни одного профессионала — одни женщины да инвалиды. Когда-то в городе было четыре храма — но власть планомерно их разрушала, и в итоге верующим пришлось тесниться в деревянном бараке на окраине — вокруг которого они и строят теперь свой новый храм.
Вернувшись в отделение, не заметить перемен было невозможно. Все ходили с загадочно-испуганными лицами. Увидев давнего приятеля, сержант не удержался от вопроса. «А ты чего, ничего не знаешь? Про Снегирёву — которая по связям с религиозными — ну, в исполкоме? Которая неделю назад перед всеми поклялась, что храм построят только через её труп? Так вот, сегодня дома померла. Говорят, сердце. Кто-то этим церковникам явно помогает! Откуда стройматериалы-то берутся?»
Невдомёк было милиционерам, что каждую ночь, с трудом пробираясь через брод Подкумка, за несколько кварталов от стройки грузовик выгружал песок и кирпичи — и невесть откуда взявшиеся бабки и дедки, мужчины и женщины, кто на тачках, кто — на носилках, заполняли двор храма очередной порцией стройматериалов. К утру — всё было подметено, вымыто, вычищено — и в горисполкоме только злились и недоумевали, почему стены Крестовоздвиженского храма с каждым днём растут всё выше и выше. Правда, после случая со Снегирёвой количество милиционеров в кордонах стало резко сокращаться. И правда — кто этих церковников знает?...
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема