В жизни бывает такое, что ведущую роль мужчина вынужден отдавать жене. Вопреки всеобщему мнению, это не значит, что в подобной паре мужчина обязательно бесхарактерный и бездеятельный.
Принцесса Виктория стала английской королевой в 19 лет. Хотя девушка и знала, какая судьба ей уготована, она оказалась немного ошеломлена полученной свободой действий. Ведь до этого она не имела права даже заговорить с кем-то без позволения матери!
Королева знала, что её давно планируют выдать замуж за немецкого герцога Альберта. Она несколько раз видела этого благовоспитанного и красивого юношу и была не против свадьбы. Однако, получив корону, Виктория сообщила, что думать о замужестве еще рано. Достойного мужа для себя она выберет сама.
Её решение отложить этот вопрос как можно дальше внезапно поменялось, как только всполошившиеся родственники вызвали молодого Альберта погостить в Англии. Уже в первый день встречи Виктория записала в дневнике, что её чувства всколыхнулись при виде предупредительного, умного и красивого юноши. Однако отпрыск германской королевской семьи привлёк не одну только королеву. Заметив, как поглядывают на него английские дамы, Виктория от отчаяния кусала губы, хотя Альберт не проявлял ни к кому интереса. Срочно посоветовавшись с премьер-министром, ближайшим и самым доверенным человеком, девушка поняла: признание нельзя откладывать. Но как это сделать? Ведь предложения руки и сердца всегда делают мужчины…
Виктория недолго находилась в растерянности. Она же королева! И её долг – принимать верные решения как можно быстрее. Уже через несколько дней она попросила Альберта зайти к ней в кабинет. Проницательный юноша уже прослышал о том, чего желает королева. Но вёл себя сдержанно, прекрасно понимая, что его возлюбленная в первую очередь властительница великой империи и только затем – молодая девушка, у которой от волнения рдеют щёки… Альберт был покорен этой волевой и в то же время стеснительной красавицей, которая невероятным образом сочетала в себе качества уверенной повелительницы и скромной девушки. И он сразу же ответил согласием на её предложение, нисколько не смутившись тем, что у него перехватили инициативу.
Радость Виктории не знала границ. Она превосходно понимала, на какую жертву согласился её избранник – он лишался многих привилегий, даже не имел права стать опекуном собственным детям! Деятельного, хорошо образованного и амбициозного принца это огорчало. Однако рядом с ним находилась любящая женщина, которая не чаяла в нем души. Чувствуя ее поддержку, он решил так просто не сдаваться.
Начиная с первых лет семейной жизни, принц старательно помогал королеве. По законам он не мог вмешиваться в политику, поэтому менял жизнь там, где мог. Альберт вставал еще до рассвета и сортировал бумаги жены, вёл обширную переписку, составлял ответы на запросы министров. Он разработал план Лондонской всемирной промышленной выставки, был покровителем почти всех больниц и благотворительных учреждений королевства. В итоге Альберт сумел занять важное место в государственной системе Англии. Видя мужа непрестанно трудящимся, Виктория признавалась: «Мы, женщины, не созданы для правления, если б мы были честны сами с собой, то отказались бы от мужских занятий...» Но ведь у неё не было выбора!
Королева Виктория не переставала нежно любить мужа даже спустя годы. В письмах родственникам она делилась своим счастьем: «Мой муж ангел, и я его обожаю. Его доброта и любовь ко мне так трогательны. Мне достаточно увидеть его светлое лицо и заглянуть в любимые глаза - и мое сердце переполняется любовью...» Альберт, чьи чувства к жене тоже укреплялись с годами, писал своему брату: «Я хотел бы, чтобы ты приехал и полюбовался на нас - идеальная супружеская пара, соединенная любовью и согласием».
Муж окружал Викторию непрестанной заботой и вниманием, тем тяжелее для нее было перенести сначала внезапную болезнь Альберта, а затем смерть… Королева находилась в безутешном горе, перестала появляться на публичных церемониях. Однако у неё остались дети, к тому же королевский долг требовал принимать участие в государственных делах. Виктория была вынуждена вернуться… Ведь Альберт, вечно стоявший в тени своей царственной жены, не опускал руки ни при каких обстоятельствах. Беря с любимого пример, не отчаивалась и Виктория. Она стала руководствоваться его принципами, его идеями. Удивительно, но период правления этой любящей женщины стал одним из важнейших в Великобритании.
Вся Англия брала пример с этих верных супругов и заботливых родителей, у которых в любви и счастье родилось девять детей. Через династические браки своих детей и внуков Виктория породнилась со многими королевскими семьями – недаром её называют «бабушкой Европы». Среди прямых потомков Виктории – императрица Александра Фёдоровна Романова и великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Королева Виктория пережила мужа на 40 лет и все эти годы не снимала траура, храня верность Альберту. Их похоронили вместе – великую королеву рядом с любимым мужем, советником и другом.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение