
— Ради чего ты страдаешь? В память о том, кого давно нет, и кого ты когда-то любила? Я хочу, чтобы ты поняла, каким должен быть настоящий король!
— Настоящий король знает - сила в сострадании.
Прозвучавший только что диалог, пожалуй, может показаться взятым из какой-нибудь костюмной мелодрамы в духе Александра Дюма. Можно сказать, что картина, фрагмент из которой мы только что услышали, в некоторой степени, действительно — о придворных интригах. Только королевский двор, находится... в африканской саванне. А король и его подданные ходят на четырёх лапах, летают или плавают! Как некоторые, наверно, уже догадались, речь сегодня пойдёт о фильме «Король Лев». В 2019 году режиссёр Джон Фавро снял эту картину по мотивам знаменитого одноимённого мультипликационного фильма. С помощью особых технологий виртуальной реальности — фотореалистичной компьютерной анимации — удалось создать персонажей, которые внешне ничем не отличаются от настоящих обитателей Африки. Птицы и звери выглядят действительно живыми, и временами даже, кажется, будто смотришь не игровую картину, а документальный фильм или программу «В мире животных». Однако зритель не просто любуется милыми зверушками и чудесной природой. Перед нами разыгрывается настоящая драма. Лев по имени Муфаса — король Земель Прайда — объявляет своим наследником единственного сына, маленького львёнка Симбу. Но родной брат Муфасы, коварный Шрам, не согласен с этим решением. Он сам мечтает править землями и готов добиваться власти любой ценой. Даже ценой смерти брата и племянника...
На первый взгляд может показаться, что фильм «Король Лев» — сказка с привычной моралью о том, что зло всегда бывает наказано, а добро побеждает и торжествует. Но это далеко не единственное послание, которое вложил в свой фильм режиссёр Джон Фавро. Одна из его главных идей состоит в том, что мало просто победить врага — важно быть милостивым к нему. Эта мысль звучит в ключевом эпизоде фильма — в диалоге между Шрамом и уже взрослым Симбой во время их решающей битвы. Законный наследник одерживает верх, но не расправляется с противником, а позволяет ему уйти.
— Симба! Неужто ты убьёшь родного дядю?
— Нет, Шрам! Я не такой, как ты!
— О, Симба! Ты само благородство.
— Беги. Убегай, Шрам.
Ещё один интересный и важный момент, на который обращаешь внимание при просмотре картины «Король Лев» – это то, что герои надеются не только на собственные силы, но и верят в поддержку свыше. Конечно, трудно представить, что животные, пусть даже думающие и чувствующие почти совсем по-человечески, смогут в буквальном смысле взывать к Богу. Однако намёк на то, что в жизни стоит чаще обращать свой взор к Небу, в фильме действительно звучит. Мы слышим его в одном из диалогов между Симбой и его отцом Муфасой:
— Симба! Взгляни на звезды. Великие короли прошлого смотрят на нас с этих звезд.
— Правда?
— Да. Когда вдруг станет одиноко, просто вспомни, что они там и всегда готовы указать тебе верный путь.
— Я не вижу их, пап.
— Ты главное смотри. Смотри, сынок...
Остаётся добавить, что фильм «Король Лев» получился не только мудрым, по-настоящему зрелищным и ярким. От экрана будет сложно оторваться не только детям, но и их родителям. А после просмотра найдётся, что обсудить в семейном кругу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер