Командир разведгруппы 15-го полка 1-й Донской казачьей дивизии — Константин Иосифович Недорубов — за годы Первой мировой войны своей беспримерной храбростью заслужил четыре Георгиевских креста и стал одним из немногих полных Георгиевских кавалеров.
Константин Иосифович родился 21 мая 1889 года в семье потомственного донского казака. Недорубову исполнилось 25 лет, когда началась Первая Мировая война. В августе 1914 он сумел ликвидировать вражеский склад боеприпасов, уничтожить переправу и захватить в плен нескольких немецких артиллеристов. Константин Иосифович повоевал и в Гражданскую войну. Сам маршал Буденный за доблесть подарил бесстрашному казаку именную саблю. Великую Отечественную же Недорубов, несмотря на солидный возраст, прошел командиром добровольческого кавалерийского эскадрона. Его называли «казак — легенда».
Что говорил Константин Иосифович о Георгии Победоносце, изображение которого украшало кресты на его груди?

Командир разведгруппы 15-го полка 1-й Донской казачьей дивизии, Константин Иосифович Недорубов, старался шагать бесшумно. Февральской ночью 1915 года он отправился в одиночную разведку по окрестностям. Дело было под пограничным городом Перемышлем, где во время Первой мировой войны шли тяжёлые бои. Недорубов осмотрелся. Невдалеке светились окна небольшого хутора. Идти туда приказа не было. Но Константин всё-таки решил подстраховаться, и хутор проверить. Постоял под окнами одной хаты, другой — ничего. Наконец, подошёл к большому высокому дому. И вдруг услышал немецкую речь. Что делать? Идти за подкреплением — терять время. Сориентировался Недорубов быстро. Он бросил к порогу дома гранату и спрятался в канаве, которая, на счастье, оказалась рядом. На звуки взрыва из дверей дома выскочили несколько солдат в австрийской форме. Их явно застигли врасплох, и они никак не могли взять в толк, что же происходит. Воспользовавшись их замешательством, Константин стал стрелять и громко командовать: «Правый фланг — обхо-ди!» Казак решил обмануть неприятеля — разыграть спектакль, как будто он здесь не один, а с целым отрядом. В темноте, не разобравшись, австрийцы поверили! И когда Недорубов высунулся с ружьём из канавы и крикнул «Хенде хох!», — единственное, что знал по-немецки, — они покорно подняли руки и гуськом зашагали в направлении, которое указал казак. В ту ночь Константин Иосифович привёл в расположение своего полка одновременно пятьдесят два австрийских пленных! За проявленную находчивость и героизм командир Недорубов был награждён орденом Святого Георгия 2-степени.
За годы Первой мировой войны Константин Иосифович своей беспримерной храбростью заслужил четыре Георгиевских креста и стал одним из немногих полных Георгиевских кавалеров. Его называли «казак — легенда». Всю жизнь он служил Отечеству. Иначе и не мог — казаки во все времена стояли за Отчизну. Константин появился на свет 21 мая 1889 года в семье потомственного донского казака. Малой родиной героя стал хутор Рубежный. В колыбель к мальчику, по старой казацкой традиции, положили ружейную пулю. Новорождённый тут же схватил её и крепко зажал в маленьком кулачке. «Видно, добрый из парня вырастет воин!» — довольно кивали головами старики. Чем старше становился Константин, тем больше проявлялись в нём удаль и сила. Помогая отцу по хозяйству, он словно пушинку поднимал мешки с зерном весом в несколько пудов. А когда пахали землю, часто распрягал лошадь и вместо неё тянул плуг. При этом говорил: «Пускай животина отдохнёт!»
Когда началась Первая Мировая война, Недорубову исполнилось 25 лет. Он с готовностью отправился на фронт. Уже через месяц, в августе 1914, сумел ликвидировать вражеский склад боеприпасов, уничтожить переправу и захватить в плен нескольких немецких артиллеристов. В 1917-м, при захвате немецкого штаба с секретными документами, Константин Иосифович получил серьёзное ранение. Недорубов лечился в госпитале, когда пришло известие об Октябрьской революции.
Он повоевал и в Гражданскую. Сам маршал Будённый за доблесть подарил бесстрашному казаку именную саблю. А потом наступили мирные годы, и Недорубов, как все, трудился. Успел поработать начальником почтового отделения, завхозом машинно-транспортной станции. Когда в июне 1941-го началась Великая Отечественная война, 52-летний Константин Иосифович решительно, одним из первых в посёлке, пришёл в военкомат. Брать на фронт его не хотели — возраст неподходящий. Но Недорубов не сдавался. «Готов за Родину кровь пролить! Я четыре „Георгия“ на войне с немцами получил. Знаю, как с ними нужно воевать!», — убеждал казак. И добился своего. Великую Отечественную он прошёл командиром добровольческого кавалерийского эскадрона. Участвовал в тяжёлых боях за станицу Кущёвская на Кубани. День Победы встретил Героем Советского Союза. До конца жизни Константин Иосифович носил на груди Звезду героя вместе с Георгиевскими крестами. Над ним часто подшучивали: мол, породнил советское и царское. А Недорубов отвечал: «Звезда звездою, а про Георгия Победоносца забывать нельзя, когда враг родную землю-матушку топчет».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 44. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории Древнего Израиля, да и вообще в мировой истории, практически не было идеальных монархов. А если они где-то и появлялись, то, к сожалению, совсем ненадолго. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 44-й псалом. Это очень красивый и возвышенный гимн, который повествует об идеальном царе. Давайте его послушаем, а затем поразмышляем о том, почему никто из земных царей не может приблизится к той вершине, о которой повествует псалом.
Псалом 44.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею,
5 и в сём украшении Твоём поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
6 Остры стрелы Твои, Сильный, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя.
7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.
8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
10 Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего.
12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.
14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом;
15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её,
16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
18 Сделаю имя Твоё памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
Существует предположение, что только что прозвучавший псалом был составлен по случаю восшествия на царский трон сына Давида Соломона. Пожалуй, Соломон — тот монарх, который был предельно близко к осуществлению идеала царской власти, однако, как мы помним из библейского повествования, и у него в полной мере не получилось осуществить этот идеал. Идеалом же было правление по закону Божию, основа которого — кротость и милосердие. Эти две добродетели подразумевают, что их носитель обладает достаточной мудростью, чтобы уметь быть кротким, но не слабым, быть милосердным, но не потакающим злу. У Соломона долгое время получалось быть таким правителем, но и он в какой-то момент не сумел остаться на высоте данной ему Богом мудрости: Соломона, как и многих других людей, сгубила неограниченная власть, и он позволил проникнуть в Израиль различным языческим культам.
Можно попытаться вспомнить о других библейских царях. И мы увидим приблизительно то же самое: либо цари были далеки от идеала праведности, либо они правили совсем недолго. Этот закон справедлив и для всех других обществ, и проблема здесь в том, что царская власть — отнюдь не Божие установление, она то, что люди сами выпросили себе у Бога, а потому её можно назвать попущением Божиим.
А какова же воля Божия? Ответ на этот вопрос нам даёт прозвучавший сегодня псалом, в котором, как мы догадываемся, речь идёт о действительно идеальном Царе — Господе нашем Иисусе Христе. Он и только Он может править не силой, а мудростью, кротостью, любовью и милосердием. Только Его закон безупречен и только Его суд справедлив. Он — образец и ориентир для любого человека, в том числе и для того, кто поставлен во главу народа. Со Христом мы должны сопоставлять свои мысли, чувства, слова и действия, ведь только Его владычество способно помочь нам обрести самое ценное и главное — Царство Небесное.
Псалом 44 (Русский Синодальный перевод)
Псалом 44. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Спасение человеческой души — что это такое? Как оно происходит? Кто принимает в нём активное участие? Ответы на эти вопросы находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Очень примечательные слова мы услышали в только что прозвучавшем отрывке. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», — говорит апостол Павел. Другими словами, Господь побуждает всякого человека исполнять Его божественную волю. В чём же заключается эта воля? В другом месте апостол это прекрасно поясняет: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Итак, очень важная мысль. У всякого из нас, без исключения, Бог вызывает стремление к высокому смыслу. В сердце каждого из нас живёт жажда Творца. Господь всячески пытается эту жажду пробудить. А после этого Он создаёт все условия для того, чтобы это желание переросло в конкретные действия, и мы в итоге приблизились к Нему и получили духовное удовлетворение.
Однако, человек не безвольная кукла. У всякого из нас есть право выбора. А потому мы вольны прислушиваться к этому голосу внутри себя или игнорировать его и даже подавлять. Ведь, возможно, у нас своё видение того, как должна развиваться наша жизнь, и следовать воле Творца не входит в наши планы. Апостол исходит из того, что всё-таки христиане — это те, кто выбрал жизнь с Богом. А потому он и говорит филиппийцам: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение». То есть напоминает, что одного желания Творца спасти человека недостаточно. Человек призван сам каждый день принимать волевое решение, в каком направлении ему двигаться. Призван постоянно прилагать усилия и делать выбор, я со Христом или я сам по себе. Я ищу Создателя и стараюсь своими сознательными действиями поддерживать с Ним живую связь, или же, в моей голове всё, что угодно, но только не Евангелие с его заповедями.
Для нас слова апостола — важное напоминание простой, но важной духовной истины. «Бог спасает нас не без нас». Дело спасения — это не улица с односторонним движением. Это зеркальный процесс. Мы видим, как Господь делает шаг навстречу нам в том случае, если сами готовы сделать шаг навстречу Ему. Другими словами, Его благодать вливается в нас лишь тогда, когда мы понуждаем себя открыться ей, путём исполнения тех незамысловатых действий, которые нам предлагает Евангелие и церковное предание. В православном богословии это встречное движение нередко называют словом «синергия», что в переводе с греческого языка означает сотрудничество, соработничество. Своим воплощением, проповедью, смертью и воскресением Бог положил начало этой совместной работе. Всё, что требуется от нас, — так это деятельно откликнуться на это приглашение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этом выпуске программы «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 20-й век и говорили о судьбе и подвигах русского военного моряка, участника Великой Отечественной войны, вице-адмирала Григория Ивановича Щедрина.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
- «Василий Васильевич Голицын и Смутное время». Дмитрий Трапезников
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов