Командир разведгруппы 15-го полка 1-й Донской казачьей дивизии — Константин Иосифович Недорубов — за годы Первой мировой войны своей беспримерной храбростью заслужил четыре Георгиевских креста и стал одним из немногих полных Георгиевских кавалеров.
Константин Иосифович родился 21 мая 1889 года в семье потомственного донского казака. Недорубову исполнилось 25 лет, когда началась Первая Мировая война. В августе 1914 он сумел ликвидировать вражеский склад боеприпасов, уничтожить переправу и захватить в плен нескольких немецких артиллеристов. Константин Иосифович повоевал и в Гражданскую войну. Сам маршал Буденный за доблесть подарил бесстрашному казаку именную саблю. Великую Отечественную же Недорубов, несмотря на солидный возраст, прошел командиром добровольческого кавалерийского эскадрона. Его называли «казак — легенда».
Что говорил Константин Иосифович о Георгии Победоносце, изображение которого украшало кресты на его груди?

Командир разведгруппы 15-го полка 1-й Донской казачьей дивизии, Константин Иосифович Недорубов, старался шагать бесшумно. Февральской ночью 1915 года он отправился в одиночную разведку по окрестностям. Дело было под пограничным городом Перемышлем, где во время Первой мировой войны шли тяжёлые бои. Недорубов осмотрелся. Невдалеке светились окна небольшого хутора. Идти туда приказа не было. Но Константин всё-таки решил подстраховаться, и хутор проверить. Постоял под окнами одной хаты, другой — ничего. Наконец, подошёл к большому высокому дому. И вдруг услышал немецкую речь. Что делать? Идти за подкреплением — терять время. Сориентировался Недорубов быстро. Он бросил к порогу дома гранату и спрятался в канаве, которая, на счастье, оказалась рядом. На звуки взрыва из дверей дома выскочили несколько солдат в австрийской форме. Их явно застигли врасплох, и они никак не могли взять в толк, что же происходит. Воспользовавшись их замешательством, Константин стал стрелять и громко командовать: «Правый фланг — обхо-ди!» Казак решил обмануть неприятеля — разыграть спектакль, как будто он здесь не один, а с целым отрядом. В темноте, не разобравшись, австрийцы поверили! И когда Недорубов высунулся с ружьём из канавы и крикнул «Хенде хох!», — единственное, что знал по-немецки, — они покорно подняли руки и гуськом зашагали в направлении, которое указал казак. В ту ночь Константин Иосифович привёл в расположение своего полка одновременно пятьдесят два австрийских пленных! За проявленную находчивость и героизм командир Недорубов был награждён орденом Святого Георгия 2-степени.
За годы Первой мировой войны Константин Иосифович своей беспримерной храбростью заслужил четыре Георгиевских креста и стал одним из немногих полных Георгиевских кавалеров. Его называли «казак — легенда». Всю жизнь он служил Отечеству. Иначе и не мог — казаки во все времена стояли за Отчизну. Константин появился на свет 21 мая 1889 года в семье потомственного донского казака. Малой родиной героя стал хутор Рубежный. В колыбель к мальчику, по старой казацкой традиции, положили ружейную пулю. Новорождённый тут же схватил её и крепко зажал в маленьком кулачке. «Видно, добрый из парня вырастет воин!» — довольно кивали головами старики. Чем старше становился Константин, тем больше проявлялись в нём удаль и сила. Помогая отцу по хозяйству, он словно пушинку поднимал мешки с зерном весом в несколько пудов. А когда пахали землю, часто распрягал лошадь и вместо неё тянул плуг. При этом говорил: «Пускай животина отдохнёт!»
Когда началась Первая Мировая война, Недорубову исполнилось 25 лет. Он с готовностью отправился на фронт. Уже через месяц, в августе 1914, сумел ликвидировать вражеский склад боеприпасов, уничтожить переправу и захватить в плен нескольких немецких артиллеристов. В 1917-м, при захвате немецкого штаба с секретными документами, Константин Иосифович получил серьёзное ранение. Недорубов лечился в госпитале, когда пришло известие об Октябрьской революции.
Он повоевал и в Гражданскую. Сам маршал Будённый за доблесть подарил бесстрашному казаку именную саблю. А потом наступили мирные годы, и Недорубов, как все, трудился. Успел поработать начальником почтового отделения, завхозом машинно-транспортной станции. Когда в июне 1941-го началась Великая Отечественная война, 52-летний Константин Иосифович решительно, одним из первых в посёлке, пришёл в военкомат. Брать на фронт его не хотели — возраст неподходящий. Но Недорубов не сдавался. «Готов за Родину кровь пролить! Я четыре „Георгия“ на войне с немцами получил. Знаю, как с ними нужно воевать!», — убеждал казак. И добился своего. Великую Отечественную он прошёл командиром добровольческого кавалерийского эскадрона. Участвовал в тяжёлых боях за станицу Кущёвская на Кубани. День Победы встретил Героем Советского Союза. До конца жизни Константин Иосифович носил на груди Звезду героя вместе с Георгиевскими крестами. Над ним часто подшучивали: мол, породнил советское и царское. А Недорубов отвечал: «Звезда звездою, а про Георгия Победоносца забывать нельзя, когда враг родную землю-матушку топчет».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема