— Каждый раз, когда вижу полотно Константина Маковского «Под венец» в Серпуховском художественном музее — мурашки по спине.
— Правда? А что именно вас трогает в этой картине?
— Себя вспоминаю, свою свадьбу. Как я волновалась перед тем, как в ЗАГС ехать! Совсем как невеста на картине. И волосы мне парикмахер вот так же укладывала — мама её к нам домой пригласила.
— Понимаю вас. Вот только на картине Маковского мы видим не просто парикмахерские хлопоты перед свадьбой, а древний обряд.
— Надо же, как интересно! И какой же?
— На Руси девицу можно было отличить от замужней женщины по многим приметам, в том числе и по причёске. Девушка носила одну косу, перехваченную цветной лентой, а мужняя жена заплетала две и укладывала их венцом вокруг головы. Момент, когда волосы впервые причёсывали по-новому, считался очень важным, он символизировал вступление в новую жизнь. Это был целый ритуал.
— Но художник написал картину в 1884 году. Неужели тогда ещё соблюдали подобные традиции?
— Произведение «Под венец» относится к так называемому «боярскому циклу» — художник посвятил его допетровскому времени. Все женщины на картине одеты по моде семнадцатого века. Такие же вот парчовые сарафаны, собольи душегреи и расшитые жемчугом кокошники носили боярыни при дворе царя Алексея Михайловича.
— Наверное, живописец изучал историю русского костюма в библиотеках, в музеях, прежде чем взяться за кисть?
— Константин Маковский не просто изучал старинные костюмы и предметы быта, а коллекционировал их. Первые экземпляры у него появились в шестидесятых годах девятнадцатого века, а спустя двадцать лет квартира художника напоминала музей. Здесь были бархатные кафтаны и сафьяновые сапоги, персидские ковры и бронзовые люстры, позолоченная посуда и кованые сундуки. И все эти антикварные вещицы стали героями картин!
— Художник срисовывал старинные предметы с натуры?
— Он работал в технике «Живые картины». Сначала делал набросок какой-то сцены боярского быта, а потом приглашал своих знакомых, чтобы те разыграли зарисовку в лицах. Мастерская становилась подобием театра, коллекция антиквариата служила декорациями, участники наряжались в соответствии с разыгрываемой эпохой.
— И художник зарисовывал костюмированные сцены?
— Да, Маковский чувствовал себя путешественником во времени, он как будто вёл репортаж из прошлого. Так появился цикл картин в жанре исторической живописи. И большая их часть была посвящена свадьбе.
— Наверное, художник часто рисовал свадебные обряды, потому что участникам «живых сцен» нравилось разыгрывать этюды на эту тему?
— Не только поэтому. Константин Маковский ценил значимость сюжета. Он хотел напомнить современникам, как прежние поколения ответственно относились к браку. Ведь в конце девятнадцатого века всё чаще стали забывать о нерушимости брачного союза.
— А помнить об этом важно во все времена! Ведь решимость вместе пройти жизненный путь — одно из условий настоящего семейного счастья. Я бы очень хотела донести эту мысль до своей внучки-студентки! Только как? Нотации читать — не вариант.
— Попробуйте показать девушке картину «Под венец». Эта картина полна трепетного чувства, и потому вызывает искренний отклик. Ваша внучка непременно задумается над смыслом старых традиций и, может быть, пожелает стать к ним причастной.
«Картину Константина Маковского „Под венец“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема