— Каждый раз, когда вижу полотно Константина Маковского «Под венец» в Серпуховском художественном музее — мурашки по спине.
— Правда? А что именно вас трогает в этой картине?
— Себя вспоминаю, свою свадьбу. Как я волновалась перед тем, как в ЗАГС ехать! Совсем как невеста на картине. И волосы мне парикмахер вот так же укладывала — мама её к нам домой пригласила.
— Понимаю вас. Вот только на картине Маковского мы видим не просто парикмахерские хлопоты перед свадьбой, а древний обряд.
— Надо же, как интересно! И какой же?
— На Руси девицу можно было отличить от замужней женщины по многим приметам, в том числе и по причёске. Девушка носила одну косу, перехваченную цветной лентой, а мужняя жена заплетала две и укладывала их венцом вокруг головы. Момент, когда волосы впервые причёсывали по-новому, считался очень важным, он символизировал вступление в новую жизнь. Это был целый ритуал.
— Но художник написал картину в 1884 году. Неужели тогда ещё соблюдали подобные традиции?
— Произведение «Под венец» относится к так называемому «боярскому циклу» — художник посвятил его допетровскому времени. Все женщины на картине одеты по моде семнадцатого века. Такие же вот парчовые сарафаны, собольи душегреи и расшитые жемчугом кокошники носили боярыни при дворе царя Алексея Михайловича.
— Наверное, живописец изучал историю русского костюма в библиотеках, в музеях, прежде чем взяться за кисть?
— Константин Маковский не просто изучал старинные костюмы и предметы быта, а коллекционировал их. Первые экземпляры у него появились в шестидесятых годах девятнадцатого века, а спустя двадцать лет квартира художника напоминала музей. Здесь были бархатные кафтаны и сафьяновые сапоги, персидские ковры и бронзовые люстры, позолоченная посуда и кованые сундуки. И все эти антикварные вещицы стали героями картин!
— Художник срисовывал старинные предметы с натуры?
— Он работал в технике «Живые картины». Сначала делал набросок какой-то сцены боярского быта, а потом приглашал своих знакомых, чтобы те разыграли зарисовку в лицах. Мастерская становилась подобием театра, коллекция антиквариата служила декорациями, участники наряжались в соответствии с разыгрываемой эпохой.
— И художник зарисовывал костюмированные сцены?
— Да, Маковский чувствовал себя путешественником во времени, он как будто вёл репортаж из прошлого. Так появился цикл картин в жанре исторической живописи. И большая их часть была посвящена свадьбе.
— Наверное, художник часто рисовал свадебные обряды, потому что участникам «живых сцен» нравилось разыгрывать этюды на эту тему?
— Не только поэтому. Константин Маковский ценил значимость сюжета. Он хотел напомнить современникам, как прежние поколения ответственно относились к браку. Ведь в конце девятнадцатого века всё чаще стали забывать о нерушимости брачного союза.
— А помнить об этом важно во все времена! Ведь решимость вместе пройти жизненный путь — одно из условий настоящего семейного счастья. Я бы очень хотела донести эту мысль до своей внучки-студентки! Только как? Нотации читать — не вариант.
— Попробуйте показать девушке картину «Под венец». Эта картина полна трепетного чувства, и потому вызывает искренний отклик. Ваша внучка непременно задумается над смыслом старых традиций и, может быть, пожелает стать к ним причастной.
«Картину Константина Маковского „Под венец“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема