— Каждый раз, когда вижу полотно Константина Маковского «Под венец» в Серпуховском художественном музее — мурашки по спине.
— Правда? А что именно вас трогает в этой картине?
— Себя вспоминаю, свою свадьбу. Как я волновалась перед тем, как в ЗАГС ехать! Совсем как невеста на картине. И волосы мне парикмахер вот так же укладывала — мама её к нам домой пригласила.
— Понимаю вас. Вот только на картине Маковского мы видим не просто парикмахерские хлопоты перед свадьбой, а древний обряд.
— Надо же, как интересно! И какой же?
— На Руси девицу можно было отличить от замужней женщины по многим приметам, в том числе и по причёске. Девушка носила одну косу, перехваченную цветной лентой, а мужняя жена заплетала две и укладывала их венцом вокруг головы. Момент, когда волосы впервые причёсывали по-новому, считался очень важным, он символизировал вступление в новую жизнь. Это был целый ритуал.
— Но художник написал картину в 1884 году. Неужели тогда ещё соблюдали подобные традиции?
— Произведение «Под венец» относится к так называемому «боярскому циклу» — художник посвятил его допетровскому времени. Все женщины на картине одеты по моде семнадцатого века. Такие же вот парчовые сарафаны, собольи душегреи и расшитые жемчугом кокошники носили боярыни при дворе царя Алексея Михайловича.
— Наверное, живописец изучал историю русского костюма в библиотеках, в музеях, прежде чем взяться за кисть?
— Константин Маковский не просто изучал старинные костюмы и предметы быта, а коллекционировал их. Первые экземпляры у него появились в шестидесятых годах девятнадцатого века, а спустя двадцать лет квартира художника напоминала музей. Здесь были бархатные кафтаны и сафьяновые сапоги, персидские ковры и бронзовые люстры, позолоченная посуда и кованые сундуки. И все эти антикварные вещицы стали героями картин!
— Художник срисовывал старинные предметы с натуры?
— Он работал в технике «Живые картины». Сначала делал набросок какой-то сцены боярского быта, а потом приглашал своих знакомых, чтобы те разыграли зарисовку в лицах. Мастерская становилась подобием театра, коллекция антиквариата служила декорациями, участники наряжались в соответствии с разыгрываемой эпохой.
— И художник зарисовывал костюмированные сцены?
— Да, Маковский чувствовал себя путешественником во времени, он как будто вёл репортаж из прошлого. Так появился цикл картин в жанре исторической живописи. И большая их часть была посвящена свадьбе.
— Наверное, художник часто рисовал свадебные обряды, потому что участникам «живых сцен» нравилось разыгрывать этюды на эту тему?
— Не только поэтому. Константин Маковский ценил значимость сюжета. Он хотел напомнить современникам, как прежние поколения ответственно относились к браку. Ведь в конце девятнадцатого века всё чаще стали забывать о нерушимости брачного союза.
— А помнить об этом важно во все времена! Ведь решимость вместе пройти жизненный путь — одно из условий настоящего семейного счастья. Я бы очень хотела донести эту мысль до своей внучки-студентки! Только как? Нотации читать — не вариант.
— Попробуйте показать девушке картину «Под венец». Эта картина полна трепетного чувства, и потому вызывает искренний отклик. Ваша внучка непременно задумается над смыслом старых традиций и, может быть, пожелает стать к ним причастной.
«Картину Константина Маковского „Под венец“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница