— Каждый раз, когда вижу полотно Константина Маковского «Под венец» в Серпуховском художественном музее — мурашки по спине.
— Правда? А что именно вас трогает в этой картине?
— Себя вспоминаю, свою свадьбу. Как я волновалась перед тем, как в ЗАГС ехать! Совсем как невеста на картине. И волосы мне парикмахер вот так же укладывала — мама её к нам домой пригласила.
— Понимаю вас. Вот только на картине Маковского мы видим не просто парикмахерские хлопоты перед свадьбой, а древний обряд.
— Надо же, как интересно! И какой же?
— На Руси девицу можно было отличить от замужней женщины по многим приметам, в том числе и по причёске. Девушка носила одну косу, перехваченную цветной лентой, а мужняя жена заплетала две и укладывала их венцом вокруг головы. Момент, когда волосы впервые причёсывали по-новому, считался очень важным, он символизировал вступление в новую жизнь. Это был целый ритуал.
— Но художник написал картину в 1884 году. Неужели тогда ещё соблюдали подобные традиции?
— Произведение «Под венец» относится к так называемому «боярскому циклу» — художник посвятил его допетровскому времени. Все женщины на картине одеты по моде семнадцатого века. Такие же вот парчовые сарафаны, собольи душегреи и расшитые жемчугом кокошники носили боярыни при дворе царя Алексея Михайловича.
— Наверное, живописец изучал историю русского костюма в библиотеках, в музеях, прежде чем взяться за кисть?
— Константин Маковский не просто изучал старинные костюмы и предметы быта, а коллекционировал их. Первые экземпляры у него появились в шестидесятых годах девятнадцатого века, а спустя двадцать лет квартира художника напоминала музей. Здесь были бархатные кафтаны и сафьяновые сапоги, персидские ковры и бронзовые люстры, позолоченная посуда и кованые сундуки. И все эти антикварные вещицы стали героями картин!
— Художник срисовывал старинные предметы с натуры?
— Он работал в технике «Живые картины». Сначала делал набросок какой-то сцены боярского быта, а потом приглашал своих знакомых, чтобы те разыграли зарисовку в лицах. Мастерская становилась подобием театра, коллекция антиквариата служила декорациями, участники наряжались в соответствии с разыгрываемой эпохой.
— И художник зарисовывал костюмированные сцены?
— Да, Маковский чувствовал себя путешественником во времени, он как будто вёл репортаж из прошлого. Так появился цикл картин в жанре исторической живописи. И большая их часть была посвящена свадьбе.
— Наверное, художник часто рисовал свадебные обряды, потому что участникам «живых сцен» нравилось разыгрывать этюды на эту тему?
— Не только поэтому. Константин Маковский ценил значимость сюжета. Он хотел напомнить современникам, как прежние поколения ответственно относились к браку. Ведь в конце девятнадцатого века всё чаще стали забывать о нерушимости брачного союза.
— А помнить об этом важно во все времена! Ведь решимость вместе пройти жизненный путь — одно из условий настоящего семейного счастья. Я бы очень хотела донести эту мысль до своей внучки-студентки! Только как? Нотации читать — не вариант.
— Попробуйте показать девушке картину «Под венец». Эта картина полна трепетного чувства, и потому вызывает искренний отклик. Ваша внучка непременно задумается над смыслом старых традиций и, может быть, пожелает стать к ним причастной.
«Картину Константина Маковского „Под венец“ можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер