У нас в гостях был доктор исторических наук, писатель Дмитрий Володихин.
Мы говорили о жизни известного русского мыслителя Константина Леонтьева, о его пути от врача к дипломату, а после и к монашеству.
_________________________________________
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии моя коллега Алла Митрофанова —
А. Митрофанова
— Добрый «Светлый вечер»!
К. Мацан
— И Константин Мацан. Мы приветствуем нашего сегодняшнего гостя — это доктор исторических наук, профессор МГУ, историк Дмитрий Михайлович Володихин. Добрый вечер, Дмитрий Михайлович!
Д. Володихин
— Здравствуйте!
Наше досье:
Дмитрий Володихин. Родился в 1969 году в Москве, окончил исторический факультет МГУ. С 91-го года работает на кафедре источниковедения и историографии университета. Профессор, доктор исторических наук. Входит в состав Редакционно-изда
А. Митрофанова
— У нас сегодня в центре внимания личность, мало сказать, не тривиальная, просто можно сказать, что взрывной такой человек, особенно для своего времени — для девятнадцатого века. На его долю выпали такие метания, такие внутренние парадоксы, которые он каким-то образом пытался разрешить, и которые разрешились самым, со стороны если посмотреть, неожиданным образом. Константин Леонтьев — один из самых, наверное, авторитетных мыслителей девятнадцатого века на сегодняшний день; человек, очень публикуемый сегодня, наряду с Данилевским, у которого была своя концепция, называется она «византизм» — тоже популярное такое сегодня явление, и отчасти, наверное, подпитывающее какие-то радикальные взгляды. Но тем не менее, он-то, когда это писал, был абсолютно искренен в своих убеждениях, не манипулировал и не спекулировал, а писал о том, что он выстрадал. Вот попытаемся понять этого человека, который — на минуточку! — после всех своих экзистенциальных поисков, высокого эстетства и довольно свободного образа жизни, в конце этой жизни пришёл в монастырь сознательно. Не ушёл в монастырь, а пришёл в монастырь, принял постриг и умер монахом. Что это за личность такая, яркая и противоречивая, с весьма солидным литературным дарованием при этом, попробуем сегодня разобраться. Ну, и прежде всего, знаете, есть такая классическая схема: эпоха, личность, произведение. Мне бы хотелось, Дмитрий Михайлович, чтобы мы начали наш разговор с того, чтобы поговорили о том, а что такое был этот девятнадцатый век. В сознании большинства из нас девятнадцатый век, это что такое? Пушкин, Лермонтов, Гоголь, потом Тургенев, потом Толстой и Достоевский, ну, на излёте века уже Чехов. Всё, картина мира у большинства из нас — не историков — складывается из того, что мы читаем у этих авторов. А на самом деле, ведь Россия была... мы не на Луне живём, мы взаимосвязаны и есть такие очень тесные взаимоотношения с другими странами. И философская мысль из Европы к нам сюда приходила, и каким-то образом в России тоже философия появилась именно в это время. И поскольку времена были непростые — девятнадцатый век называют одним из самых атеистических периодов в истории человечества, — вот давайте сначала об этом веке и поговорим. В 1831 году, если не ошибаюсь, Константин Леонтьев родился.
Д. Володихин
— Да, вы не ошибаетесь. И надо сказать, что детство Леонтьева проходило под сенью небогатой, но благоустроенной дворянской усадьбы под Калугой, в сельце Кудиново. Леонтьев с большой теплотой вспоминал свои детские годы. Он рано начал читать и читал много, и рассказывает о том, как под цветущими деревьями в Кудинове в парке сидел и с бешеным восторгом читал «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Он рассказывал о том, сколько поэзии было в этом усадебном быту: крестный ход местного сельского духовенства, красиво убранная комната матери, прекрасные сады, замечательная ночная тишь и так далее, и так далее. Он ведь не только был философ и публицист, но ещё и был прекрасным писателем. Если надо проникнуться бытом и духом дворянской усадьбы того времени, то очень хорошо почитать роман его «Подлипки Дачные» и множество других небольших вещей, рассказывающих об этом быте. Но вот мальчик получил, не столько благодаря усилиям родителей, сколько благодаря среде, в которой он жил, изначально такую домашнюю веру, достаточно спокойную. Он был христианин, он был православным потому, что все кругом были христиане. Кто-то верил побольше, кто-то поменьше, но есть ритм, которое задаёт Православие, оно в подавляющем большинстве городов и деревень Российской империи в середине девятнадцатого века задавало ритм церковных праздников, служб, венчаний, отпеваний. Вся жизнь человека была так или иначе пронизана бытовым христианством, христианством чувства и христианством обряда. Это христианство в Леонтьеве довольно быстро разрушилось. Вот он проходит через Калужскую гимназию, через ярославский Демидовский лицей, поступает в Московский университет...
А. Митрофанова
— На медицинский факультет, между прочим.
Д. Володихин
— Да, он получает образование медика. И вера его постепенно разрушается. Почему? Опять же это не чьё-то влияние злонамеренное какого-то человека, который сознательно в нём разрушал православные представления о мире, нет. Просто студенческая среда, она озорная, она никакие авторитеты ни во что не ставит. И она, в общем, была заражена таким, что ли, бытовым даже не атеизмом, а каким-то благодушным безбожием, если так можно выразиться, конечно.
А. Митрофанова
— Но в те годы ещё позитивизм ведь набирал обороты. И я думаю, что многие находились под влиянием этого философского течения. Если вспоминать роман Тургенева «Отцы и дети»... Вы, кстати, когда усадьбу Леонтьевых описывали, я вспомнила, что там Николай Петрович Кирсанов — деревенский житель, помещик такой в глуши, такой провинциальный человек играет у себя в усадьбе на виолончели. То есть склонность к этому высокому такому изяществу тем не менее была свойственна целому ряду людей. Но что касается главного героя этого романа — все прекрасно помнят его, все в школе читали, как минимум в школе. Это был человек таких, что называется, прогрессивных взглядов. И вообще, такое ощущение, когда читаешь этот роман, пытаешься разобраться, что творилось в то время, такое ощущение, что идея прогресса собой заменила религию.
Д. Володихин
— Ну, скажем так, чуть-чуть попозже — вот конец 50-х, 60-е, 70-е, да, то, что вы говорите, для этого времени было, конечно, характерно. Но прежде чем Леонтьев вступит в эти годы, у него было такое огненное крещение — он воевал. То есть образование его закончилось ускоренным путём, его, как военного врача, отправили в Крым на территорию войны с турками, англичанами, французами. И он там очень быстро возмужал. Такой милый усадебный мальчик оказался в роли полкового хирурга, который ездил вместе с казаками, резал этих казаков, когда надо было. Даже описывает ситуацию, когда он вскрывал какую-то тяжёлую рану, и ком крови попал к нему в рот.
А. Митрофанова
— Он браво сплюнул эту кровь и продолжил операцию.
Д. Володихин
— Да, и продолжил операцию. Но создание уже далеко не тепличное, уже хорошо сознающее себя. Ему в этот момент что-то 23-и, может быть, года , не помню точно. И нельзя сказать, что он в этот момент крепко верующий христианин, он знает, что любит всё изящное, всё, простирающееся на территорию высокой эстетики, он патриот своей державы, безусловно, человек, лояльный к государю, но в сфере христианства не то чтобы буйно безбожен — индифферентен, ему эта сфера не очень интересна. Позднее сама та ситуация, которую вы описывали — скажем, такое изящество без Бога, оно было Леонтьеву, к сожалению, близко. Он, кстати, общался с Тургеневым и высоко ставил Тургенева. И Тургенев время от времени его похваливал: «А вот ещё одно прекрасное молодое дарование».
А. Митрофанова
— Он так снисходительно похваливал?
Д. Володихин
— Да дело в том, что Тургенев был в этом смысле человек щедрый. Он любил похвалить любое сколько-нибудь неординарное сочинение любого подающего надежды автора, в этом отношении был несколько расточителен. Но вот время от времени он попадал в точку: несколько блестящих литературных биографий Тургеневу посчастливилось предсказать, в том числе Леонтьева. Но вот, собственно, переменилась судьба Леонтьева не быстро. Он попал на Балканы в качестве одного из представителей Министерства иностранных дел России, дослужился до консульского звания. И там был, скажем так, совершенно патриотического настроя человек, но именно что патриотического, а не христианского — вот государственник без какой бы то ни было вероисповедной жилки. Достаточно далеко простиралось его государственниче
А. Митрофанова
— Кризис среднего возраста?
Д. Володихин
— Может быть, и так. Он к тому времени был уже блестящим литератором. То есть в России очень ценили его рассказы, которые он отправлял с Балкан. Они были наполнены картинками турецкой, болгарской жизни. Прекрасно он рассказывал о русских на Балканах. Общество ждало его рассказы, ему платили неплохие деньги за это. Он мечтал стать литературным генералом. Он начинал спорить в своих произведениях. В ранней молодости он был либерален, скажем так. Потом посмотрел на дипломатический быт, посмотрел на англичан, французов, и у него получилось, скажем так, две линии отвращения от этого. Первая линия: он посмотрел на эти идеалы, как вы сказали, своего рода светской религии — прогрессизма, — и посмотрел на это с точки зрения хорошо образованного русского барина: «Боже мой, серые блузники хотят свой жалкий идеал, в виде всего полезного, усреднённого, никому не мешающего, сделать тем, на что мы должны молиться. Да это всё — тьфу! Это всё некрасиво, это всё, в общем, непривлекательно
А. Митрофанова
— То есть он не Базаров в этой ситуации? Он, скорее, такой Павел Петрович.
Д. Володихин
— Он анти-Базаров, но не Павел Петрович, а фигура гораздо более жёсткая и энергичная. Павел Петрович, в конце концов, несмотря на некую аристократическу
А. Митрофанова
— Железный аргумент!
А. Митрофанова
— Дмитрий Володихин — доктор исторических наук, профессор МГУ сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». И мы говорим о Константине Леонтьеве — одной из самых невероятных фигур девятнадцатого века в российской истории и в истории русской мысли, кстати говоря, тоже. Я думаю, что не просто ему пришлось в жизни, и не только после сорока лет, но и до сорока, с этими его взглядами и, главным образом, метаниями. Потому что чувствуется, что у человека есть какой-то запрос на что-то большее, чем он в жизни имеет. Но где это взять — он не до конца понимает. И вот у него там и Крымская война, то есть экстрим такой — жизнь, на самом деле, экстрим. Потом он выполняет дипломатическую миссию, потом у него наверняка ещё какие-нибудь приключения в жизни случились бы. Я знаю, что у него была болезнь очень серьёзная — он холерой, по-моему, заболел, и такой кризис был.
Д. Володихин
— Вот это очень важный момент.
А. Митрофанова
— То есть человека кидает из стороны в сторону, и он никак не может понять: а кто он такой в этом мире — он ищет себя.
Д. Володихин
— Да, это так. Он ещё и преодолевает. То есть изначально мягкий характер, который у него сформировали родители — главным образом мать в детстве, — он постепенно должен был догружать до сурового мужского нрава сам лично — он переделывал свою личность.
А. Митрофанова
— Он понимал, что это необходимо. Это большое очень достижение.
Д. Володихин
— Это так. Да, он был честолюбив, иногда до тщеславия. Мечтал время от времени, что вот он на белом коне въедет в город, и красавицы будут бросать в воздух шляпки.
А. Митрофанова
— Штабелями укладываться справа и слева. (Смеётся).
Д. Володихин
— Да-да-да! Быть генералом или литературным генералом, или профессором, только знаменитым, а не просто профессоришкой, который лекции читает — вот это да, это здорово! Он был гордец, честно сказать. Не только хищный эстет, как о нём говорили, но и ещё гордец, честолюбец — иногда до тщеславия действительно это доходило, — но человек очень умный и способный самого себя оценить со стороны. Вот приходит кризис — он заболел, заболел тяжело. Он, сам врач, ставит себе диагноз — это холера. Об этом очень много писали, он сам несколько раз рассказывал обстоятельства перелома. И впоследствии его ученики, его соратники, его противники много раз разбирали и пережёвывали эту ситуацию. Для многих она была неудобной, говорили время от времени: «Да он ошибся. Какая-то там мелкая хворь — может быть, дизентерия или малярия». Но понимаете, когда публицист оспаривает диагноз врача, это довольно странно. Врач-то, в общем, понимает, о чём говорит. Леонтьев оказался в очень тяжёлом положении, он определил, что, в общем, жизнь его сейчас прекратится, он умрёт. Развитие болезни привело его к состоянию фактически агонии. И в его комнате была икона, подаренная купцами, икона Пречистой. Он взмолился, именно что взмолился — в разговорном смысле этого слова, он не знал каких-то правильных слов молитвы: «Божия Матерь, спаси меня! Рано мне помирать, я исправлюсь, я должен быть другим. Пожалуйста!»
А. Митрофанова
— Прошу прощения! А что он в себе осознал, как что-то не то?
Д. Володихин
— Он в себе осознал то, что...
А. Митрофанова
— Всё же хорошо у человека — блестящий совершенно литератор, там всё на свете...
Д. Володихин
— Он умирает не то что никем, в смысле карьеры. У него есть кое-какая карьеришка, не блистательная, но приличная. Он осознал то, что он в человеческом смысле ничего не достиг: и в литературного генерала не вырос; и одновременно сам с собой о том, что он такое, не договорился.
А. Митрофанова
— Это называется «мы все глядим в Наполеоны».
Д. Володихин
— Да, это так и есть. Но его порыв был искренний, то есть он обещал исправиться, он обещал переменить свою жизнь. Он молил молитвой горячей, со слезами на глазах. Действительно, через несколько часов произошло чудо, с его точки зрения — с точки зрения хорошо образованного естественника и врача. У него симптомы болезни начали постепенно исчезать, и вскоре он был здоров. Холера отступила неожиданно быстро. Он помчался на Афон, даже своему начальству не сообщив...
А. Митрофанова
— Прям помчался?
Д. Володихин
— Именно так.
К. Мацан
— Он в это время в Албании, кажется, был, да? То есть там недалеко, в общем-то, было? Относительно, конечно, недалеко.
Д. Володихин
— Относительно недалеко, да. ...даже не сообщив своему начальству, что он отбывает на Афон. И там попытался постричься во иноки штурмом. Афонские монахи его отговорили. У него там были великие учителя, столпы иночества афонского. Он там повидал, какова на Афоне служба, какова на Афоне Пасха и каков Великий пост перед нею. Получил науку христианскую среды и пятницы, как он говорил, которую давным давно, с детских лет, утратил.
А. Митрофанова
— Вы имеете в виду, что пост держится в среду и в пятницу? Или что?
Д. Володихин
— Немножко иначе. Наука среды и пятницы это немножко другое — он получил вновь весь тот комплекс знаний бытового и этического христианства, который с детства в нём угас. То есть научили быть христианином не только абстрактно — я верую в Бога, и всё тут, — но дали ему всё то, что задаёт жизнь православного в этом мире. Он это принял, он хотел идти дальше, ему сказали: «Нет, долги твои из монастыря тебя выдернут. Сначала исправь свою жизнь и то положение, в которое ты попал, а потом уже будем говорить о том, что пора тебе или не пора в монахи».
А. Митрофанова
— Будем посмотреть.
Д. Володихин
— Вот именно «будем посмотреть» — точная фраза.
К. Мацан
— Долги — имеются в виду не финансовые долги, а какие-то, видимо... это метафора была?
Д. Володихин
— Разные долги — и финансовые тоже. Он одолжал здорово, несмотря на хорошую службу, несмотря на литературный успех, Леонтьев был в долгах, потому что, как хороший барин, он тратил деньги, не считая, и всегда был уверен, что ещё заработает.
А. Митрофанова
— Слушайте, а что там с его женой, какая была история? Какая-то красотка, в Крыму, по-моему, он её встретил. Говорят, сошла с ума, чуть ли не из-за того, что он себя каким-то неподобающим образом с ней вёл. Как там всё было?
Д. Володихин
— Действительно, он в Крыму в юности женился на красавице-гречан
А. Митрофанова
— По любви наверное?
Д. Володихин
— Как это вежливо сказать? Из необразованного сословия, она его восхитила. Поскольку Леонтьев никогда особой щепетильностью в вопросах семьи и брака не отличался, говоря языком шестнадцатого века, откровенным и правильным — «был яр и прелюбодействен зело».
А. Митрофанова
— Какой ёмкий язык!
Д. Володихин
— Жена его ничуть не останавливала в этом смысле. Тем не менее, он хотя бы её берёг, он хотя бы старался сделать так, чтобы ей в этой жизни не было худо.
А. Митрофанова
— То есть он ей изменял? Я правильно перевожу с русского на русский?
Д. Володихин
— Скажем так, мы можем с большой долей вероятности подозревать, что да, изменял. От этого она с ума сошла или нет — трудно сказать. Другое дело, что она не была какой-то буйной умалишённой, она была такой тихой, блаженной, обиженной. И Леонтьев очень печалился, что его жена — его грех, что он позаботился о ней недостаточно, что она пришла в такое, скажем так, затемнённое состояние духа и печали. Тем не менее, речи не было о разводе, речи не было о том, чтобы он её бросил, оставил, чтобы он её не обеспечил, нет — всё это стояло у него во главе. У него, в общем, чувство долга было развито очень хорошо.
А. Митрофанова
— А она умерла или что с ней стало? Как он в монахи-то отправился?
Д. Володихин
— Ещё долгие годы она с ним будет. Вот пока он дипломат, она его жена. Он вернётся с желанием постричься во иноки, думает о том, как это сделать — попросить развода или, может быть, чтобы она тоже пошла в монастырь — и такое возможно. Даже послушничает он какое-то время в Николо-Угрешском монастыре и не может справиться с русским вариантом монашества. Потому что русский вариант монашества на тот момент был гораздо скуднее, грубее. Он попался в руки одного из замечательных людей того времени — настоятеля Николо-Угрешског
А. Митрофанова
— Он не монах в это время ещё?
Д. Володихин
— Он послушник.
А. Митрофанова
— То есть может в любой момент, в принципе, вспомнить, что он барин, топнуть ногой и хлопнуть дверью.
Д. Володихин
— Он не топал и не хлопал, а он старался держаться. И довольно долго там продержался, но его подкосила одна вещь — привычка к хорошей еде. Этого он не выдержал. Его вынуло, во-первых, то, что он захворал от грубой монастырской пищи, а добыть снаружи еду для себя он не мог, поскольку денег нет. И второе, как ему и предсказали отцы афонские, так и вышло: долги — его личные, его семейства, его усадьбы вытащили его из монастыря, уже больного. Он вынужден был заняться устроением дел семьи. Это печальная, конечно, история. При том в 70-х Леонтьев пишет блистательные свои вещи, его трактат «Россия, византизм и славянство» — вещь, самая издаваемая во всей созданной им литературе, во всём его наследии. Он старается сотрудничать с журналами, но литературная жизнь его отторгает. Он в этот момент стал гораздо больше консерватор, гораздо больше христианин, гораздо больше монархист.
А. Митрофанова
— То есть он непопулярную для своего времени вещь написал, получается?
Д. Володихин
— Он написал вещь, которую даже консерваторы многие и даже славянофилы отвергли, как слишком дерзкую.
К. Мацан
— Давайте мы здесь немножко проясним понятия, договоримся о них. Потому что сегодня слова «консерватор» и «либерал» окружены вполне конкретным контекстом — это такая линия разграничения по отношению к узко конкретно политическим процессам, как правило. Но, наверное, когда мы говорим о консерватизме времён Леонтьева и о его личном консерватизме, и о либерализме его времён, это всё-таки какие-то другие немножко понятия, по слову совпадающие, но, по крайней мере, не настолько узко понимаемые, как сейчас обычно в общественном поле — в СМИ и так далее?
Д. Володихин
— Можно проще сказать, что такое Леонтьев. Леонтьев зрелый и уже в изрядном возрасте — это консерватор, в том смысле, что монархист, который ратует за самодержавие, за неограниченную власть государя и за преданную, не за страх, а за совесть, службу государю.
А. Митрофанова
— А какие ещё консерваторы были в то время? Просто чтобы такую палитру некую иметь.
Д. Володихин
— Сейчас я его дорисую, а потом скажу, чем он отличается!
А. Митрофанова
— Да, простите!
Д. Володихин
— Он в высшей степени христианин, крепко верующий и старающийся свою жизнь подчинять христианству. У него были иногда пароксизмы: «Ах, Боже мой! Там, на Балканах, такая яркая жизнь, меня зовут опять туда! Нет, надо остаться — всё это для меня соблазн, это грех, мне всё это во вред будет. Нет, Боже мой, меня туда зовут, там же всё, что я так любил! Да нет, надо всё-таки исправлять себя...» — ну, не может душа вот взять под углом 90 градусов свернуть и катиться. Душа колеблется, и он борется с этими порывами. И он погружается в христианство очень медленно, но очень последовательно — каждый год больше христианства в его душе. И помимо этого, он уверен вместе с Николаем Яковлевичем Данилевским, что Россия — это самостоятельная цивилизация. Она не то что — по Данилевскому — противостоит Европе, она просто представляет собой нечто достаточно самостоятельное. Но вот как деревья в саду: вот стоит груша, вот стоит яблоня, вот слива стоит, вот алыча, вот яблоня другого сорта. Но вот Россия — груша, она не яблоня, не алыча и не слива. И поэтому пытаться применять к ней те же самые удобрения и те же самые методы, допустим, селекции, лечения дерева, когда оно заболело, они не годятся - должны быть свои приёмы ухаживания за этим деревом. Вот, собственно, суть-то в чём! Он очень скептично настроен по поводу прогрессизма, демократии, либерализма. Вот это самое сероблузничество вызывает у него какое-то инстинктивное отвращение — шевеление позалюбцев, которые всё хотят обезличить, снивелировать, привести к некоему всесмешению, к (неразб.) какой-то серой бездарности, когда то, что находится выше уровня нивы, как какой-нибудь высокий колос, так или иначе сшибается тростью. Это ему не нравится, это ему в Европе неприятно. Он готов принять людей-европейцев
А. Митрофанова
— Потому что он, с его точки зрения, не красив и не талантлив?
Д. Володихин
— Нет, он из другого лагеря. Но Леонтьев страстно любит Герцена, потому что это великолепный писатель.
А. Митрофанова
— А, хорошо!
Д. Володихин
— И Леонтьеву кажется: «Боже мой, его талант много чего искупает! Наверное, и ум когда-нибудь включится». Или, я уж не знаю, наоборот. Допустим, вот Достоевский скорее принадлежит в этот момент к лагерю, близкому консерватизму. Леонтьев читает Достоевского, и где-то: «Да, хорошо. А вот тут — ну зачем этот поганый натурализм? Ну зачем? Есть много красоты в жизни, зачем же сделать из неё там такой мрак?» И он очень своевидишь, своеобычен как консерватор, он плохо вообще с какими-то лагерями сходится. Но вот, например, со славянофилами он не сошёлся. Славянофилы не вполне консерваторы — вот правильно вы сделали замечание, что нельзя путать славянофилов и консерваторов. Тогда значения этих слов были разные. И, в общем, в славянофильском направлении было много людей, которые вполне себе были европейцы или, во всяком случае, европеисты. Просто они требовали, скажем, подтверждения ценности национального сознания — вот это для них было важно. Леонтьев для них был такая неотёсанная глыба, вот которая как метеорит проходит через рой других метеоритов, но глыба эта очень велика и всех расталкивает.
А. Митрофанова
— Дмитрий Володихин — доктор исторических наук, профессор МГУ сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы говорим о Константине Леонтьеве — одной из самых ярких фигур, глыб титанических, как сказал наш гость, девятнадцатого века, который оказал серьёзное влияние на формирование каких-то национальных идей и национального, даже, может быть, отчасти националистическ
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. В студии Константин Мацан и моя коллега Алла Митрофанова. У нас сегодня в гостях Дмитрий Михайлович Володихин — доктор исторических наук, профессор МГУ. И мы говорим о фигуре одного из самых ярких, самых значительных русских мыслителей девятнадцатого века — о Константине Леонтьеве. И вот мы в прошлой части программы остановились на том, что наш гость описал, скажем так, черты консерватизма самого Леонтьева, что это было такое и в чём это не совпадало с другими разными консерваторами. Я бы ещё вот о чём хотел спросить: он ведь, в общем, много с кем не совпадал?
Д. Володихин
— Да.
К. Мацан
— Вот мы упомянули, что славянофилы тоже вроде как бы внешне должны были быть с ним согласны, хотя расходились. А вот есть другой полюс. Например, вы упомянули Достоевского. Ведь, насколько я понимаю, это Константин Леонтьев автор термина «розовое христианство» в отношении Достоевского?
Д. Володихин
— Да.
К. Мацан
— Вот расскажите об этом! В чём здесь было несовпадение, и что это был за термин, что имел в виду мыслитель?
Д. Володихин
— Леонтьев был сторонником христианства весьма строгого, монашеского — требовательного христианства. Достоевский иначе — для Достоевского менее, наверное, важен был обряд, менее важна была форма. А для Леонтьева она была важна, потому что он говорил, что слабую человеческую душу форма принимает, как сосуд молоко, нет сосуда — она растечётся, она сама не способна себя самоорганизовать
А. Митрофанова
— Как раз хотела спросить. Уже пора обратиться к этому ключевому понятию для его творчества и его философского наследия — византизм. Если он так относится к русской культуре, то что тогда он вкладывает в это понятие?
Д. Володихин
— Он считал, что сочетание крепкой веры и крепкой монархии — это то, что есть самобытного, это то, что поддерживает русскую цивилизацию, это то, что унаследовано от Византии. Это надо беречь!
А. Митрофанова
— То есть «Православие, самодержавие, народность»? Стесняюсь спросить.
Д. Володихин
— Православие, самодержавие — да. А народность — это то, что, совершенно не по-уваровски, Леонтьев трактовал как глубоко третье, четвёртое, пятое. Вот народ должен быть православен и народ должен быть верен государю, тогда всё хорошо. А внутри этого народа не так уж мало того осталось, что можно сберечь. Потому что что-то разрушено, развалено, а что-то изначально не было прочным и красивым. И в этом смысле византизм Леонтьева — действительно, сочетание прочной монархии и прочно усвоенной народом веры. На этом можно точку поставить, но Леонтьев не только этот идеал рисует. Он огромные усилия тратит на то, чтобы своих современников лицом к этому повернуть, и строит своё здание на том, что критика этого идеала, она по себе внешняя в основном, не органичная для России. Для России органично, условно говоря, распускаться цветкам груши на грушевом дереве, и не пытаться привязать к деревьям цветок лютика или цветок мака. Если где-то груша сгнила, не ждите, что там вообще хоть какие-нибудь цветы появятся — ветку надо отсекать. А он считал, что Александровское правление в этом смысле глубоко подвинулось в сторону всесмешения и гниения европейского. А правление Александра Третьего сначала наполнило его надеждами — ага, наконец-то хоть немного Россию мы подмораживаем. То есть гниение останавливается, может, найдём способ как болезнь эту излечить. А потом он разочаровался: с его точки зрения это похолодание, этот мороз слишком неустойчивый, слишком слабый и слишком, скажем так, невнятно проартикулирован
А. Митрофанова
— Послушайте, но что касается всё-таки этого византизма, давайте разберёмся! Если посмотреть, какие аргументы он приводит в пользу этого культурного явления. Он говорит, что византизм это там... он приводит в пример Карла Великого, что вот в этот момент Европа куда-то там откололась, пошла своим путём, который привёл к эпохе Возрождения, но потом там стало всё загнивать. А вот византизм... То есть как бы противопоставлен
Д. Володихин
— Да, есть такое понятие у людей, которые исповедают цивилизационный способ развития мира, «возраст цивилизации». Ну, у Данилевского цивилизация называлась...
А. Митрофанова
— Данилевский, Шпенглер, Тойнби...
Д. Володихин
— Да-да-да! Данилевский называл цивилизацию «историко-культу
А. Митрофанова
— Огюст Конт — отец позитивизма.
Д. Володихин
— «...ну, какой-нибудь Фохт, какой-нибудь Молешотт — совсем что-то страшное и невнятное. Боже мой, да это нельзя читать! Это просто засоряет ум». И поэтому он говорил, что закончилась Европа, которая создаёт великие творческие продукты, говоря современным языком, и перед нами живёт Европа, которая пользуется старыми достижениями, отчасти отвергая их и перетолковывая, но не создавая ничего принципиально более красивого и мощного. Что касается России: он был наполнен тревогой. То есть говорил, что мы прожили много, а сотворили духа мало, и стоим у какого-то страшного порога. То есть для него вот весь тот век литературы — «золотой век» — это всё ещё было мало, мы слабоваты, надо что-то более сильное. Мы до сих пор какая-то жалкая Македония, нам пристойно нечто более высокое создавать. Может быть, даже эстетизм «серебряного века» показался бы Леонтьеву чем-то достойным внимания. Может быть.
А. Митрофанова
— Потому что там эстетики слишком много, действительно, упоения красивостями.
Д. Володихин
— Наверное. Но вот он мечтал, что Россия создаст ещё нечто великое. Он внимательно вчитывался в современников, ругался страшно на Владимира Соловьёва, но всё-таки признавал, что он хотя бы интересен и силён. Толстой — то же самое.
А. Митрофанова
— И на том спасибо! (Смеётся). Посягнул на Вильяма нашего Шекспира!
Д. Володихин
— Ну да. Причём похвалил, а через некоторое время сказал, что за то, что он написал, надо его изгнать из пределов империи.
А. Митрофанова
— Слушайте, а почему он так был упоён примером Византии? Вот тот период, который он берёт за отправную точку, когда в Европе, соответственно, Карл Великий. Кто у нас в это время в Византийской империи? Ирина. Правильно? Что делает Ирина? Во-первых, там иконоборчество — ересь процветает пышным цветом. В Европе этого нет, а в Византии есть. Ирина, которая выколола глаза собственному сыну потому, что увидела в нём соперника на престоле. Это всё как? Я понимаю, что я сейчас с позиции двадцать первого века на эти вещи смотрю, наверное, тогда это было органично и по таким правилам все играли. Но как-то, знаете, на образ идеального такого мира всё равно, по-моему, не тянет. Хотя я могу ошибаться — кто я такая по сравнению с Константином Леонтьевым?
Д. Володихин
— Понимаете, какая вещь? Леонтьев осознавал то, что, конечно, нет идеальных правителей и нет идеальных государств. Общество состоит из грешных людей, даже Церковь состоит из грешных людей. Поэтому ждать от них то, что они будут все отлиты из бронзы, а то и из золота, невозможно. Он смотрел на цивилизацию в целом. А что такое цивилизация в целом? Тысячелетия Византия была блистательным светочем в Европе, которая в этот момент как-то пыталась дотянуться до высокой культуры, но что-то не очень удавалось, вплоть до... я уж не знаю, наверное, Кватроченто. И он, в этом смысле, был прав. Конечно, императорская цивилизация, достаточно хорошо обустроенная, достаточно сильная — века, наверное, до тринадцатого — в военном отношении; достаточно комфортный быт обеспечивающая, покой, порядок, высокую культуру, высокую живопись; развитие, скажем так, в искусстве новых стилей; прекрасные архитектурные памятники; и кроме того, ещё обогащённая колоссальным опытом святости — конечно, она стояла на протяжении многих веков выше Европы. Россия получила вот из этих рук определённый заряд культуры. И то, что в ней, в России, красивого и самобытного было, это, в основном, с точки зрения Леонтьева, то, что от Восточно-правосл
А. Митрофанова
— Дмитрий Володихин — доктор исторических наук, профессор МГУ сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Мы говорим сегодня о писателе, мыслителе Константине Леонтьеве, и монахе — в конце жизни он принял монашеский постриг. Совершенно нетипичный, кстати говоря, шаг для девятнадцатого века, для интеллектуала девятнадцатого века и блестящего такого человека, который сделал карьеру, может быть, не самую высокую, но вместе с тем, сделал. Вот оставить это всё и уйти в монастырь — для этого нужна была какая-то, видимо, очень серьёзная мотивация. И об этом сейчас как раз и будем говорить.
К. Мацан
— Всё-таки тайный постриг был или не тайный?
Д. Володихин
— Он не был тайным. Дело в том, что Леонтьев тысячу лет готовился к нему, он всем своим друзьям сказал. Для него это было чрезвычайно важное событие. И, собственно, у него были великие учителя, он в конце жизни, более-менее поправив свои дела, поселился при Оптиной пустыни в так называемом «консульском домике». Позднее там жил Сергей Нилус, в этом домике. Его духовно окормляли старец Амвросий Оптинский и Климент (Зедергольм).
А. Митрофанова
— «Тяжёлая артиллерия» такая.
Д. Володихин
— Да. Даже какое-то такое светское житие Климента (Зедергольма) Леонтьев в последствии написал. Леонтьев через несколько лет пребывания у стен Оптиной решил в эти стены войти. Ему дали пострижение, и Амвросий Оптинский, умирая, сказал ему: «Скоро встретимся!» Через несколько месяцев Константин Леонтьев, он же инок Климент, прибыл в Троице-Сергиеву лавру, и, видимо, должен был там жить дальше. В гостинице Троице-Сергиевой лавры он разболелся, мучился долго от болезни и в конце концов скончался. Там существуют разные фантастические и полуфантастическ
А. Митрофанова
— А я правильно понимаю, что если проводить какие-то аналогии, то приход в монашество Константина Леонтьева, это всё равно, что если бы Байрон, например, в конце жизни, если бы он прожил долгую жизнь, стал бы монахом?
Д. Володихин
— Да, это очень хорошая аналогия. Действительно, в этих людях есть определённое сходство. Оба ведь в какой-то степени эстеты.
А. Митрофанова
— Ещё какие!
Д. Володихин
— И оба эстеты, как говорили, хищные, да. Но Леонтьев в конце жизни чётко сказал, что эстетизм эстетизмом, а вера выше. То есть когда они между собою не спорят — всё хорошо. Когда они спорят между собою, вера иерархически должна быть поднята в душе человека на более высокую позицию.
А. Митрофанова
— А вот интересно, когда он уже монах, у него совершенно не остаётся никаких прежних пристрастий, привычек, связанных с высокой эстетикой, и потребностей этих — сделать вокруг себя хорошо и красиво? Ведь это же такие вещи, к которым привыкаешь, это для глаза необходимо бывает.
Д. Володихин
— Надо сказать, что монахом Константин Николаевич прожил всего несколько месяцев. Ровно 125 лет назад, летом 1891 года он принял постриг и осенью скончался. Не так уж много могло быть у него за это время каких-то проявлений эстетизма. Кроме того, он сделался смиреннее, чем раньше. Надо сказать, что он готов был даже прекратить писать, хотя у него огромный литературный дар был. И в какой-то момент он испытал состояние разгневанности на Соловьёва, когда тот призвал всех идти в сторону католицизма. И сказал: «Надо бы мне ответить, да крыл не могу поднять — дух отошёл». Почему? Потому что он сам в себе постепенно занимался, что ли, уменьшением страсти, которая происходит от литературного таланта. А она есть, эта страсть, она очень сильная. И литературный талант гордыню в людях питает, это так — знаю сейчас по огромному количеству своих знакомых. И Леонтьев был готов пойти на то, чтобы сказать себе: «Достаточно я уже поработал даром своим, теперь мне нужна душевная тишина, душевный покой». Он захотел не того слова, которое от его уст исходит, а того слова, которое даётся ему свыше. Это, конечно, очень сильная подвижка в сторону от эстетизма. Климент (Зедергольм), ещё когда он жил в «консульском домике», говорил ему: «Вот вы «Коран» читаете — берегитесь!» Леонтьев честно признавался: «Во всё могу подчиниться старцу, что угодно исполню. Ум свой сократить не могу!» И вот он старательно с гордыней ума и с гордыней, которая возникает, скажем так, от буйства литературного таланта, боролся в себе. До какой степени победил? Ну, не знаю, не мне судить. Я в себе не победил до сих пор. Может быть, ему всё-таки удалось это сделать. И я, честно говоря, уповаю на то, что человек, который так много в себе изменил ради Бога, сейчас в Царствии Небесном.
К. Мацан
— Вот он и ответ на вопрос, который я вроде как-то хотел задать: а чем, собственно говоря, вот нам, простым людям, сегодня может быть важно и полезно знакомство с фигурой Константина Леонтьева? Не только в плане его... К чему человек пришёл в конце жизни — лично для меня лучший ответ на то, в чём, громко скажем, урок вопросов отношения с Богом, вопросов личного пути, вопросов самых таких вечных, которые его оппонент Достоевский называл «проклятыми». Вот мне кажется, что последняя история про то, к чему человек пришёл в конце жизни, лично для меня лучший ответ на то, в чём, скажем так, урок Константина Леонтьева.
А. Митрофанова
— Кстати говоря, это же общее место, наверное, такое: чтобы понять что-то о человеке, надо посмотреть даже не столько на то, как он живёт, сколько на то, как он умирает.
Д. Володихин
— Наверное. Это очень сходно с евангельской притчей о благочестивом разбойнике. Когда Христа распяли, справа и слева от Него висели злодеи. Один из них изрыгал ругательства, а другой в этот момент Бога увидел и признал. Ему было сказано, что «сегодня же будешь со Мной в Царствии Небесном». Что это? Это обещание того, что человек может изменить ум свой, исправить душу свою за 30 секунд до смерти.
А. Митрофанова
— Если только Господь ему даст эти 30 секунд!
Д. Володихин
— Если Господь даст, и если он сам приложит усилия. То есть Леонтьев прожил 60 лет, к Богу он обратился в последней трети своей жизни, то есть с сорока до шестидесяти. Не без колебаний, как я уже говорил, но он, как благочестивый разбойник, обратился к Богу искренне, ясно и твёрдо. Ну, никто нам не сказал, где он. Я надеюсь на то, что его душевные старания Бог одобрил.
К. Мацан
— Спасибо огромное за эту беседу, за такой особенно глубокий и чуткий финал! Дмитрий Михайлович Володихин — доктор исторических наук, профессор МГУ сегодня был в программе «Светлый вечер». Мы говорили об одном из самых ярких мыслителей девятнадцатого века — о Константине Леонтьеве. И сквозь всю его жизнь прошли, и даже немножко в душу заглянули. И это очень интересно было, спасибо огромное! В студии были Алла Митрофанова и я — Константин Мацан. До новых встреч на волнах радио «Вера»!
А. Митрофанова
— До свидания!
Д. Володихин
— До свидания!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.