В кабинете врача воронежского тюремного замка шёл приём. Группу заключённых готовили к пересылке, и перед отправкой по этапу их должен был осмотреть доктор. Доктор Константин Васильевич Федяевский выстукивал лёгкие пожилому поляку. И без того сосредоточенное лицо врача серьёзнело с каждой минутой. Наконец он отложил трубку и прямо сказал пациенту:
— Вы серьёзно больны. Вам необходимо лекарство. Я скажу начальству, чтобы завтра перед отправкой конвойные сопроводили вас в аптеку.
Поляк грустно покачал головой.
— Нет, доктор, — сказал он. — На лекарство деньги нужны, а у меня ведь ни гроша...
Константин Васильевич внутренне укорил себя.
— Прости, брат. Не подумал... — смущённо сказал он. Потом залез во внутренний карман пиджака и, достав крупную купюру, протянул её заключённому. Это были его последние деньги, и предназначались они для уплаты за комнату, которую Константин Васильевич снимал и за которую уже прилично задолжал, намереваясь теперь расплатиться. Но что такое комната по сравнению с человеческой жизнью?!
— Возьми. Здесь хватит, — твёрдо сказал Федяевский
Поляк, едва сдерживая слёзы, дрожащей рукой взял деньги.
— Доктор, как мне вас благодарить?.. — прошептал он.
Федяевский подошёл к заключённому и успокаивающе похлопал его по плечу.
— Ну, что вы, бросьте, какая благодарность?! — сказал он.
Константина Васильевича Федяевского глубоко уважали и любили не только как талантливого и опытного врача, но и как добросердечного человека, чуткого к чужим бедам и нуждам. Не обладая состоянием, он, тем не менее, стал одним из самых деятельных воронежских благотворителей.
В Воронеж доктор переехал, с отличием окончив медицинский факультет Московского Императорского университета и защитив докторскую диссертацию. Предложенное ему место тюремного врача было не самым престижным, однако Федяевский попытался извлечь из пребывания на нём максимум пользы — не для себя, конечно, а для заключённых. Опираясь на свой докторский авторитет, он смог убедить начальство тюремного замка значительно улучшить условия их пребывания.
За улучшение условий взялся Федяевский первым делом и в губернской земской больнице, куда в 1870 году был назначен старшим врачом. В палатах заменили койки, провели систему вентиляции, оборудовали ванные комнаты. По инициативе Константина Васильевича при больнице была открыта лечебница для приёма амбулаторных больных, а в стационаре появилась «федяевская кровать» — так пациенты называли бесплатное место для неимущих, которое Федяевский оплачивал из собственного небольшого жалования. В амбулатории Константин Васильевич несколько раз неделю вёл бесплатный приём больных и сумел добиться у начальства разрешения на отмену платы за хирургические операции.
В селе Малышево под Воронежем, где у семьи Федяевых была небольшая дача, стараниями Константина Васильевича в 1895 году появилась бесплатная школа для крестьянских детей. Он лично организовал сбор средств на её строительство и содержание. Во время голода, охватившего Черноземье в начале 1900-х годов, Константин Васильевич сумел мобилизовать состоятельных воронежцев и устроить сбор пожертвований, благодаря которым от голодной смерти спаслись сотни крестьян.
«Не было, и нет в нашем городе ни одного доброго или полезного дела, которое прямо или косвенно не было бы связано с вашим именем», — такое поздравление получил однажды Федяев от жителей Воронежа ко дню своих именин. Согласны с этими словами и сегодняшние жители города — бывшая земская больница, где служил Константин Васильевич, а ныне — больница скорой помощи № 2 — носит имя Федяевского. В честь доктора названа и одна из улиц современного Воронежа.
Все выпуски программы Имена милосердия
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград
Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема







