...О, дай мне, Боже, вдохновенье,
Поэта пламенную кровь.
О, дай мне кротость и смиренье,
Восторги, песни и любовь.
О, дай мне смелый взгляд орлиный,
Свободных песен соловья.
О, дай полет мне лебединый,
Пророка вещие слова.
О, дай мне прежних мук забвенье
И тихий, грустный, зимний сон,
О, дай мне силу всепрощенья
И лиры струн печальный звон.
О, дай волнующую радость,
Любовь всем сердцем, всей душой...
Пошли мне ветреную младость,
Пошли мне в старости покой.
31 декабря 1908
Спокойной старости у автора этих стихов не было. Их сочинитель, князь императорской крови Олег Константинович Романов отошел к Господу 29 сентября 1914 года, через два дня после смертельной раны, полученной им в бою Первой мировой войны — у города Владиславова, на самой границе Российской империи. Ему шел тогда только 22-й год жизни. «...Я так счастлив, так счастлив. — говорил он умирая. — Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского Дома...»
Удивительной чистоты и благородства был человек. Читая о нём, невольно думаешь: неужели были у нас люди со столь горячим, чистым сердцем, с подобным отношением к Отечеству, с подобным чувством долга? Были, были.
Недавно я узнал, что сводные публикации стихотворений князя Олега, первого члена императорской фамилии, окончившего Александровский лицей, — совершил в своё время монах Лазарь (в миру Виктор Афанасьев), которому мы однажды посвящали нашу программу.
...За стихами князя Олега проступает его душа и личность.
Гроза прошла... Как воздух свеж и чист!
Под каплей дождевой склонился скромный лист,
Не шелохнет и дремлет, упоенный,
В небесный дивный дар влюбленный.
Ручей скользит по камешкам кремнистым,
По свежим берегам, по рощицам тенистым...
Отрадно, в сырости пленительной ручья,
Мечтами унестись за трелью соловья...
Гроза прошла... а вместе с ней печаль,
И сладко на душе. Гляжу я смело вдаль,
И вновь зовет к себе Отчизна дорогая,
Отчизна бедная, несчастная, святая.
Готов забыть я все: страданье, горе, слезы
И страсти гадкие, любовь, и дружбу, грёзы,
И самого себя. Себя ли?.. Да, себя,
О, Русь, страдалица святая, для Тебя.
«Гроза прошла», 1911-й год
Свой детский дневник сын Великого князя Константина Константиновича (и литератора под именем К.Р.), князь Олег открыл такой записью: «Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день... Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками...»
Добавлю, что именно князю Олегу принадлежала идея факсимильно издать рукописи Пушкина — к юбилею Императорского лицея. И он успел выпустить первый том — ещё до войны, на которой пал смертью храбрых.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер