
Тушино — современный столичный район — когда-то был небольшой подмосковной деревенькой. В 1609 году там расположил свой военный лагерь Лжедмитрий II — самозванец, который называл себя царевичем Дмитрием, чудом спасшимся сыном Ивана Грозного. Он, ни много ни мало, претендовал на российский престол. Активную поддержку ему оказывали поляки и литовцы. Этот непростой для российского государства период борьбы за власть историки называют Смутным временем. У Смутного времени были свои герои. К примеру, всем известен подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. А вот о князе Михаиле Скопине-Шуйском вспоминают куда реже. Между тем, его заслуга в борьбе с польскими интервентами, пожалуй, ничуть не меньше.
К моменту трагических событий, связанных с Лжедмитрием II, Михаилу исполнилось всего 22 года. Однако он уже был опытным воеводой. Героически проявил себя в подавлении мятежа Ивана Болотникова, который называл себя «воеводой Лжедмитрия I». Шведский историк XVII века Юхан Видекинд так описывал Михаила Скопина-Шуйского: «Он отличался статным видом, зрелым не по летам умом, воинским искусством и силою духа». Михаил был племянником царя Василия Шуйского. За помощью к доблестному родственнику царь и обратился в критический для государства момент.
Тушино, в котором закрепился Лжедмитрий II, стало, по сути, альтернативной столицей. Со своим царским двором, боярской думой и даже патриархом. Разумеется, всё это были самозванцы. Однако хитрыми обещаниями Лжедмитрий привлекал на свою сторону целые города! Обманутые, введённые в заблуждение люди, присягали самозванному «царю Дмитрию». Среди них были и представители знати, и военные. Вскоре Лжедмитрий накопил внушительные силы. Вот тогда Василию Шуйскому и понадобилась помощь верного человека — князя Скопина-Шуйского.
Летом 1608 года князь приехал в Великий Новгород. Там за короткое время Михаил Васильевич сумел собрать пять тысяч русских воинов. Причём, не только новгородцев. Весть о том, что князь собирает войско, разнеслась до Соловков и Перми. И это в эпоху, когда не то, что интернета, а даже почты, в привычном нам понимании, не было! Дворяне, посадские люди, крестьяне и казаки становились под знамёна Скопина-Шуйского против иноземных захватчиков. Интересно, что спустя три года Минин и Пожарский своё ополчение тоже соберут в Новгороде. Только другом — Нижнем. Ну, а Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому удалось договориться даже со шведским королём Карлом Девятым — тот прислал на помощь ополченцам отряд из 15 тысяч своих вооружённых и обученных солдат. В мае 1609 года войско князя выдвинулось к Москве. Продвигались вперёд с тяжёлыми боями. Но, шаг за шагом, русские города сбрасывали с себя морок самозванного царя. Ополченцы Скопина-Шуйского вместе со шведами освободили Ржев, Торжок, Старую Руссу. Выбили из-под стен Троице-Сергиевой лавры польско-литовские отряды, которые шестнадцать месяцев осаждали древний монастырь. Не выдержав натиска, Лжедмитрий отступил из Тушина в Калугу. Москва освободилась от блокады неприятеля. 12 марта 1610 года под перезвон колоколов ополченцы князя Скопина-Шуйского торжественно въехали в Белокаменную. В Успенском соборе в их честь отслужили торжественный молебен. Да, это был ещё не конец Смутного времени. Впереди Россию ждали ещё три года борьбы и испытаний. Но князю Михаилу Скопину-Шуйскому удалось укрепить дух русского народа, сплотить его, зажечь в людских сердцах огонь преданности Отчизне. И так приблизить окончательную победу.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема