— Простите, Андрей Борисович, что заставила вас скучать в одиночестве. Мне нужно было дописать статью для журнала. Всё, я закончила, и мы можем беседовать.
— Какие могут быть извинения, Маргарита Константиновна! В вашем гостеприимном доме скучать невозможно — столько книг, журналов. А картины какие интересные! Вот эта репродукция меня особенно заинтересовала. Настоящий шедевр! Старый монах, опираясь на посох, идёт по песчаной дорожке. За спиной у него — монастырские ворота. Виден храм с колокольней. Вдоль дорожки тянутся ряды деревьев, кажется, это молодые яблони. Почки ещё не распустились, но солнце светит по-весеннему ярко. Чьё это произведение?
— Это картина Кириака Костанди «Ранняя весна». И я ее очень люблю. Смотришь — и кажется, что ты сама вот-вот освободишься от оков усталости и болезней, как земля от снега. Художник проникновенно передал это чувство.
— Как же так получилось, что я до сих пор не знал об этом замечательном живописце?
— Наверное, потому что вы никогда не бывали в Одессе. Там Костанди широко известен — живописцу посвящена улица, его имя носит художественная школа.
— В Одессе мне и вправду пока не довелось побывать. А Костанди оттуда родом?
— Он родился в селе Дофиновка под Одессой, (Одесса, не Одэсса) в многодетной бедной семье греческого рыбака. Рано потерял отца. С малых лет работал в бакалейной лавке, чтобы помочь матери.
— Но находил время для рисования?
— Да, и более того — в восемнадцать лет поступил в бесплатную школу Одесского общества изящных искусств. Окончил её блестяще. Итоговые работы Костанди преподаватели отправили в Императорскую академию художеств. Из Санкт-Петербурга пришёл ответ, что юношу готовы принять. Но у него не было денег для обучения.
— Он всё-таки выучился?
— Выучился, да. Благодаря счастливому случаю. В Одессе гостил у родственников Иван Айвазовский. Увидев работы Кириака, маститый художник настоял, что юноша должен получить образование, и нашёл для него спонсора. Костанди поступил в Академию, окончил её с большой серебряной медалью. И вернулся в родную Одессу, чтобы преподавать в той самой рисовальной школе, где когда-то учился сам.
— А живопись при этом не оставил?
— Не оставил. Ещё будучи студентом Академии, Кириак Константинович примкнул к товариществу художников-передвижников и, вернувшись на родину, продолжал участвовать в их выставках. Кроме того, в 1890 году он создал в Одессе Товарищество южнорусских художников — объединение, по своим целям аналогичное союзу передвижников.
— Его участники тоже придерживались реализма при изображении окружающей действительности?
— Именно так. Хотя в картине «Ранняя весна», мне кажется, художник вышел за пределы зримой реальности и отобразил незримую.
— Как это, Маргарита Константиновна?
— А вот, посмотрите. Природа на полотне представлена на пороге пробуждения. Художник показывает нам, что вскоре произойдёт её воскрешение. А сердце подсказывает, что этому чуду будет причастен и старый монах, одиноко бредущий по тропе. Деревья в земном саду вскоре взорвутся искрами цвета и раскрасят земную жизнь. А человек перешагнёт последнюю черту бытия, и его ждёт преображение ещё более радостное и чудесное.
— Как бы я хотел увидеть эту картину своими глазами!
— Полотно Кириака Костанди «Ранняя весна» хранится в Одесском художественном музее. Будем верить, что когда-нибудь мы с вами побываем в этом солнечном городе.
Иван Пожалостин. «Несение Креста»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, а кто такой Иван Пожалостин? Почему Рязанский художественный музей, в котором мы сейчас находимся, носит его имя?
— Это, Саша, замечательный художник второй половины девятнадцатого века! Когда в 1913 году энтузиасты создали в Рязани художественно-исторический музей, творческое наследие Пожалостина стало основой коллекции. Пойдем, я покажу тебе его работы. Через зал направо.
— А пока идем, расскажи мне немного о художнике. Он родом из здешних мест?
— Из села Еголдаево Рязанской губернии. Родился в крестьянской семье в 1837 году. В тринадцать лет остался без родителей, воспитывался в сиротском училище в Рязани. Здесь талант мальчика заметил один из преподавателей, художник Николай Степанов. Он стал заниматься с Иваном. И эти уроки помогли Пожалостину найти свой путь в жизни.
— Он где-то ещё учился потом?
— О, да, и весьма успешно! Рязанский самородок окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. И состоялся как уникальный мастер-гравёр.
— Гравёр?
— Да. Иван работал в технике резцовой гравюры по меди. Это когда рисунок вырезают на медной пластинке, затем на неё наносят краску и делают отпечаток на бумаге.
— Кропотливый труд!
— Тут нужна твёрдая рука, чтобы филигранно проработать все мелкие детали. Иван Пожалостин овладел этим мастерством в совершенстве. И ты можешь в этом убедиться — мы пришли. Вот за эту гравюру, взгляни, художник получил в 1871 году звание академика живописи.
— Называется «Несение Креста».
— Сюжет известный. Иисус Христос несёт на гору Голгофу Крест, на котором будет распят.
— По стилю не похоже, что русский художник рисовал. Напоминает работы итальянцев эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, например.
— Отчасти ты угадал. Иван Пожалостин, действительно, взял за основу работу неизвестного итальянского живописца. Точно определить первоисточник до сих пор не удалось. При этом гравюра русского мастера настолько своеобразна, что её смело можно назвать авторской работой.
— А в чем её своеобразие?
— В отличие от красочных итальянских полотен, произведение Ивана Пожалостина выглядит сдержанно, я бы даже сказал — аскетично. Во-первых, за счет монохромности. А во-вторых, благодаря композиции. Художник оставил за кадром толпу, окружавшую Спасителя на Крестном пути — римских солдат, книжников и фарисеев, простых горожан. И сосредоточил внимание на фигуре самого Иисуса.
— При этом значительную часть изображения занимает Крест.
— Именно! Его основа, лежащая на плече у Христа, делит изображение по диагонали. И это создает ощущение непомерной тяжести ноши.
— Иван Пожалостин как будто прочувствовал эту тяжесть.
— Художник три года работал над гравюрой «Несение Креста», и все это время, по его признанию, размышлял о страданиях Спасителя.
— Потому и смог передать взгляд Христа — скорбный и милостивый...
— Оставив за пределами изображения подробности евангельского сюжета, гравёр показал Христа не только как историческую Личность. Но как Бога, который сквозь века несет тяжёлую ношу человеческой греховности. И как милостивого Искупителя, спасающего человека Своей жертвой на Кресте.
Картину Ивана Пожалостина «Несение Креста» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать для того, чтобы приобрести дар духовной свободы? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
У апостола Павла было много противников и недоброжелателей среди иудеев, среди язычников и даже среди его единоверцев, христиан. В общине города Коринф возникла целая партия, которая враждовала с апостолом. В основном это были те, кто родился и был воспитан в иудаизме. Им казалось, что раз Мессия появился в лоне иудейской религиозной традиции, христиане обязаны соблюдать закон Моисеев. Их смущало то, что Павел делал чрезмерный акцент на духовой свободе. Что он пренебрегал ритуалами и обрядами ветхозаветной Церкви. Им казалось, что это искажает Евангелие. А потому, враждуя с Павлом, они считали, что защищают веру. При этом в ход шли отнюдь не духовные средства. Они строили против Павла козни, распускали лживые слухи. В частности, упрекали его в том, что он не пользуется материальной поддержкой от Коринфян. Раз не берёт денег, то учение его ничего не стоит. Иными словами, Павел будто бы сам сомневается в качестве своего товара. Вот такая рыночная логика. В прозвучавшем отрывке апостол поясняет, почему он так поступает.
В ту эпоху учитель мудрости и красноречия благодаря своему ремеслу мог жить довольно безбедно. Но именно по той причине, что древние риторы брали плату за свои уроки, они нередко превращались в софистов. Людей, которые всегда держали нос по ветру, а идейное и моральное содержание речи которых зависело исключительно от конъюнктуры. Они жили по принципу: кто платит — тот и заказывает музыку. Павел был проповедником воли Божией. В своём слове он должен был быть совершено независим от мнения и настроений окружающих. Чтобы сохранить эту независимость, Павел старался зарабатывать собственными руками — он шил палатки. Кроме того, он принимал помощь от тех общин, которые уже покинул. Вот и сегодня он говорит коринфянам, что недавно ему оказала помощь братия из церкви Македонии. Одним словом, Павел поступает как мудрый, опытный педагог, который не берёт презенты перед экзаменом. Но после того, как сессия прошла, выпускные работы защищены, он может принять подарки от своих студентов в знак их благодарности и признательности за его труды.
Духовная свобода, к которой так часто призывал апостол Павел, а за ним и другие проповедники Евангелия, — не абстрактная категория. Она проявляет себя во вполне конкретных, ощутимых вещах. Она тесным образом связана с миром эмоциональным и материальным. А потому тот, кто приобрёл эту свободу, перестаёт зависеть от многого из того, что его ограничивало раньше. Самые яркие примеры — это опыт святых, которые могли долгое время обходиться без пищи, сна или одежды, и которым Бог давал силы и мужество говорить людям то, что мы обыкновенно боимся сказать. Однако не следует считать, что такая свобода возникает в нас сама собой, или просто в силу того, что мы молимся и участвуем в таинствах Церкви. Развитие такой свободы — это ещё и долгий, упорный труд самого человека. Это понуждение себя чётко определять свою позицию. Порой даже умение сказать «нет». Это то, что приобретается с опытом жизни, когда, оказываясь в бытовых, прозаичных ситуациях, мы в первую очередь стараемся исполнить волю Бога и принести пользу тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж. Москва»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Есть картины, Андрей Борисович, возле которых вы замираете так, что, кажется, забываете дышать. Например, полотна Исаака Левитана. А здесь, в Рязанском художественном музее, вашим вниманием всецело завладел Алексей Саврасов.
— Как говорят искусствоведы, без Саврасова не было бы Левитана! Одарённый учитель гениального ученика. Вы только взгляните на его работу «Зимний пейзаж. Москва».
— Картина и впрямь выразительная! Мороз и солнце, день чудесный!
— Бледно-голубое небо отливает перламутром, вековые березы и липы покрыты инеем. Вдали виднеется крестьянская изба, дым из трубы столбом поднимается вверх. К дому мужичок ведёт под уздцы лошадь, запряжённую в сани. Груз на возу тяжёлый — пирамида из толстых брёвен.
— Сюжет вроде бы незамысловатый, и, как сказали бы мои студенты, позитивный. Но почему-то сердце начинает волноваться.
— Пейзаж настроения! Хотя основателем этого жанра называют Левитана, как видите, саму идею Исаак Ильич воспринял у Саврасова.
— Когда учился у него в Московском училище живописи, ваяния и зодчества?
— Да, Левитан поступил в 1873 году в пейзажный класс, вёл его как раз Саврасов. И одной из первых картин учителя, с которой познакомился юный студент, была та, что висит сейчас перед нами. «Зимний пейзаж...» написан в том же 1873-ем.
— Он наверняка задел тонкие струны души Левитана. Повлиял на него.
— Как и творчество Саврасова в целом. Алексей Кондратьевич стремился передать ученикам завет, который ему оставила бабушка. Она говорила: «Пиши так, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты».
— Как же можно этому научить? Создать методику, по которой картины будут получаться проникновенными?
— Поверить гармонию алгеброй, как Пушкин говорил в одном из своих произведений? Отчасти возможно. Например, Саврасов в своей работе «Зимний пейзаж. Москва» разбросал знаки, к которым человек не может оставаться безразличным. Так, снежное пространство вызывает одновременно восхищение и страх леденящего холода. Дым над трубой шепчет, что есть место, где можно укрыться от мороза.
— А сани, гружённые дровами, внушают надежду, что зиму удастся пережить в тепле.
— Вот и получается, что художник создал не просто пейзаж, а философское размышление.
— О трудностях и радостях земного бытия...
— И о смысле жизни.
— И в чем же он, по мнению Алексея Саврасова? Как вам кажется, Андрей Борисович?
— Ответ вы получите, если внимательно приглядитесь к зарослям деревьев в левой части картины.
— О, тут среди крон прячется купол церкви!
— Он свидетельствует о присутствии в нашей жизни Бога. Дарит надежду и радость, дает силы пережить невзгоды. Наполняет смыслом каждый новый день. Об этом я думаю всякий раз, глядя на картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва».
Картину Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России