— Простите, Андрей Борисович, что заставила вас скучать в одиночестве. Мне нужно было дописать статью для журнала. Всё, я закончила, и мы можем беседовать.
— Какие могут быть извинения, Маргарита Константиновна! В вашем гостеприимном доме скучать невозможно — столько книг, журналов. А картины какие интересные! Вот эта репродукция меня особенно заинтересовала. Настоящий шедевр! Старый монах, опираясь на посох, идёт по песчаной дорожке. За спиной у него — монастырские ворота. Виден храм с колокольней. Вдоль дорожки тянутся ряды деревьев, кажется, это молодые яблони. Почки ещё не распустились, но солнце светит по-весеннему ярко. Чьё это произведение?
— Это картина Кириака Костанди «Ранняя весна». И я ее очень люблю. Смотришь — и кажется, что ты сама вот-вот освободишься от оков усталости и болезней, как земля от снега. Художник проникновенно передал это чувство.
— Как же так получилось, что я до сих пор не знал об этом замечательном живописце?
— Наверное, потому что вы никогда не бывали в Одессе. Там Костанди широко известен — живописцу посвящена улица, его имя носит художественная школа.
— В Одессе мне и вправду пока не довелось побывать. А Костанди оттуда родом?
— Он родился в селе Дофиновка под Одессой, (Одесса, не Одэсса) в многодетной бедной семье греческого рыбака. Рано потерял отца. С малых лет работал в бакалейной лавке, чтобы помочь матери.
— Но находил время для рисования?
— Да, и более того — в восемнадцать лет поступил в бесплатную школу Одесского общества изящных искусств. Окончил её блестяще. Итоговые работы Костанди преподаватели отправили в Императорскую академию художеств. Из Санкт-Петербурга пришёл ответ, что юношу готовы принять. Но у него не было денег для обучения.
— Он всё-таки выучился?
— Выучился, да. Благодаря счастливому случаю. В Одессе гостил у родственников Иван Айвазовский. Увидев работы Кириака, маститый художник настоял, что юноша должен получить образование, и нашёл для него спонсора. Костанди поступил в Академию, окончил её с большой серебряной медалью. И вернулся в родную Одессу, чтобы преподавать в той самой рисовальной школе, где когда-то учился сам.
— А живопись при этом не оставил?
— Не оставил. Ещё будучи студентом Академии, Кириак Константинович примкнул к товариществу художников-передвижников и, вернувшись на родину, продолжал участвовать в их выставках. Кроме того, в 1890 году он создал в Одессе Товарищество южнорусских художников — объединение, по своим целям аналогичное союзу передвижников.
— Его участники тоже придерживались реализма при изображении окружающей действительности?
— Именно так. Хотя в картине «Ранняя весна», мне кажется, художник вышел за пределы зримой реальности и отобразил незримую.
— Как это, Маргарита Константиновна?
— А вот, посмотрите. Природа на полотне представлена на пороге пробуждения. Художник показывает нам, что вскоре произойдёт её воскрешение. А сердце подсказывает, что этому чуду будет причастен и старый монах, одиноко бредущий по тропе. Деревья в земном саду вскоре взорвутся искрами цвета и раскрасят земную жизнь. А человек перешагнёт последнюю черту бытия, и его ждёт преображение ещё более радостное и чудесное.
— Как бы я хотел увидеть эту картину своими глазами!
— Полотно Кириака Костанди «Ранняя весна» хранится в Одесском художественном музее. Будем верить, что когда-нибудь мы с вами побываем в этом солнечном городе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело