
— Ах, милое Ховрино... Родные места... Каждый раз, когда проезжаю здесь на электричке, будто возвращаюсь в прошлое.
— Простите, вы родились в этом районе?
— Да. Но когда я родилась — не будем уточнять, сколько лет назад — Ховрино было подмосковной деревенькой. Вместо новостроек стояли небольшие уютные ѝзбы, яблоневые и черешневые сады... А за усадьбой Грачёвых — видите из окошка нашего вагона старинное здание? — простиралось пшеничное поле... В детстве мы ребятишками бегали здесь, играли в прятки...
— Знаете, в этих местах в конце 19-го века жил и работал замечательный русский художник немецкого происхождения — Карл Лемох.
— Любопытно, я не слышала о таком художнике.
— Он был не просто талантливым живописцем, но и добрым отзывчивым человеком. В основном он жил в Петербурге, но лето проводил здесь, в Ховрине, на своей даче, где построил мастерскую.
— А что писал этот художник? Пейзажи, наверное? Ведь здесь были очень живописные места...
— Лемох в своих работах в основном воспевал крестьянский быт — и теперь его картины с изображением крестьянских детишек украшают и столичные галереи, и музеи в разных регионах страны. Давайте я найду и покажу вам одну из его работ в интернете... Вот, например, его картина «Новое знакомство». Посмотрите! Художник написал её в 1885 году.
— Какой трогательный сюжет! На пороге крестьянской избы столпились ребятишки. Они с интересом смотрят в комнату, в середине которой видна колыбель, завешенная ситцевой тканью. У колыбели стоит пожилая крестьянка. Бережно приоткрывая тканевую завесу, она показывает девочке лет четырёх того, кто находится внутри люльки.
— А там, похоже, новорождённый малыш, хотя мы его не видим. Зато мы видим маму этого малыша, которая лежит на постели за колыбелью. Точнее, мы видим лишь край её лица и руки. Судя по всему, она родила младенца всего несколько часов назад и сейчас отдыхает.
— А взгляните-ка на лица деревенских ребятишек — наверное, это братья и сёстры новорождённого! Глазки любопытные, всем так хочется поскорее познакомиться с новым членом семьи!
— Карл Викентьевич умело изображал детей, их непосредственность и простодушие. А знаете, как он работал над своими картинами? Он снимал в Ховрине на лето деревенский дом и устраивал в нём мастерскую, куда приглашал местных крестьян — детей и взрослых. Писал с натуры разные сюжеты из крестьянской жизни — как, например, на этой картине, рождение нового члена семьи — а потом щедро платил натурщикам за работу.
— Невероятно! Получается, что на его картинах вполне может быть изображён кто-то из моих предков, которые жили в этих местах с начала 19-го века! И обратите внимание, как правдиво, не приукрашивая, художник изобразил настоящую крестьянскую жизнь. Посмотрите, деревянный пол в избе неровный, доски торчат, где-то валяется корзина и разбросаны тряпки... Дети босые и одеты бедно...
— Но при этом почему-то нет ощущения беспорядка в доме. Всё скромно, но чисто. Здесь будто царит особая гармония, где главное — это настоящая жизнь и любовь между членами семьи. Кстати, художник не только правдиво изображал крестьянскую жизнь, но и искренне, от всего сердца помогал жителям деревни. Кому-то оплатил ремонт или постройку дома, кому-то помог корову приобрести. Помогал продуктами и деньгами... Однажды он пожертвовал большую сумму на открытие церковно-приходской школы при местном храме иконы Божией Матери «Знамение».
— Что вы говорите! Этот храм и сейчас стоит недалеко от станции метро «Речной вокзал»! Ах, мои родные места... А где же можно увидеть эту замечательную картину?
— Работа Карла Лемоха «Новое знакомство» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
— Спасибо вам! Вы не просто открыли для меня нового художника и замечательного человека. А на несколько минут вернули меня в детство...
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM