Когда Александр Сергеевич Пушкин собирал материал для своей научной работы «История Пугачёвского бунта», ему посоветовали поговорить с ректором Казанского университета профессором Карлом Фёдоровичем Фуксом. По образованию — врач, а по происхождению — немец, он был большим знатоком русской истории. Карл Фёдорович помог Пушкину найти участников событий, связанных с Пугачевским бунтом. Из Казани поэт писал жене: «...умный и ученый немец одолжил меня очень — и я рад этому знакомству». Впрочем, Фукс был не только медиком и историком. Ботаник, археолог, коллекционер — современники называли его «живой энциклопедией». Своими знаниями Карл Фёдорович Фукс до последнего дня служил людям.
Он родился в маленьком немецком городке Херборне в 1776 году. Науками увлёкся ещё в детстве. Перед глазами был пример деда, доктора медицины, и отца — преподавателя, профессора Херборнской академии. Под его руководством Карл получил прекрасное домашнее образование. Уже тогда он в совершенстве выучил несколько языков, включая русский. В 1798-м Фукс окончил Геттингенский университет и защитил диссертацию по медицине. А через два года уехал жить и работать в Россию, которая всегда интересовала его. На русский манер он стал называть себя Карлом Фёдоровичем. В 1804 году Фукса назначили медиком российской посольской миссии в Китае. Дорога в Поднебесную лежала через Казань. Этот город покорил Карла Фёдоровича. Красивый, колоритный, к тому же, там недавно открылся университет, который быстро приобрёл статус одного из авторитетнейших учебных заведений страны. На обратном пути Фукс сошёл в Казани, и остался там навсегда.
Карл Фёдорович получил назначение ординарным профессором Императорского Казанского университета. Он преподавал естественные науки. Параллельно открыл медицинскую практику. После лекций, в своём доме на Сенной улице, он принимал больных. До поздней ночи шли к Фуксу пациенты. Карл Фёдорович открыл двери своего дома для сирот и обездоленных, которых лечил бесплатно. Коллега Фукса, профессор Николай Булич, вспоминал: «При обширной практике он мог бы нажить большое состояние. Но принадлежал к врачам бескорыстным, не жалел для бедняков своего времени, и плату, которую брал с людей зажиточных, раздавал людям неимущим». С одной из казанских аптек Карл Федорович заключил своего рода договор: ежегодно он вносил в аптечную кассу крупную сумму, за счёт которой его неимущие пациенты получали там бесплатные лекарства. Друг Фукса, казанский историк-краевед Михаил Рыбушкин сам неоднократно бывал в приёмной доктора, заполненной страдающими бедняками. «Всякий из них оставлял дом Карла Фёдоровича с лицом светлым в чаянии выздоровления. Не от этого ли и лицо Фукса всегда светилось добротой и искренностью?» — писал он. Помимо научной деятельности и медицинской практики, Фукс вёл активную общественную жизнь. Он был попечителем казанского Комитета о бедных. По его ходатайствам множество неимущих семей получили от городских властей помощь. Карл Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени и Святой Анны II степени с формулировкой «За подвиг человеколюбия».
В 1842-м у пожилого уже Карла Фёдоровича случился паралич. Доктор переживал до слёз — но не за собственное здоровье, а из-за того, что больше не мог принимать больных. 4 года Фукс провёл в практически обездвиженном состоянии. В 1846-м он скончался. Проводить Карла Федоровича в последний путь вышла такая масса народа, что процессия растянулась едва ли не на весь город. Газета «Казанские губернские ведомости» опубликовала в те дни статью о докторе, в которой говорилось: «Карл Фёдорович Фукс был врач человеколюбивый. Трудно в этом с ним сравняться, а превзойти невозможно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России