Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну вот, Наташенька, мы с тобой и помолились!
— После службы так светло на душе, так радостно! Да ещё в каком храме побывали — старинном Покровском соборе в Измайлове!
— Да, этот собор построили ещё в 17-м веке, когда Измайловский остров был царской резиденцией — при Алексее Михайловиче и его сыне, Фёдоре Алексеевиче.
— Кстати, Маргарита Константиновна, я тут недавно нашла одну репродукцию... И когда вы вчера позвонили и предложили пойти на Литургию сюда, в измайловский Покровский храм, решила с собой захватить. Посмотрите, пожалуйста, ведь это же он изображён на картине?
— Верно, Наташенька, это собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. И картина мне хорошо знакома. Её написал русский художник 19 века, Карл Петрович Бодри. Полотно находится в коллекции Государственного Исторического музея.
— А как оно называется?
— Называется просто: «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Карл Бодри был признанным мастером городского пейзажа. Большинство его картин посвящены московским улицам, переулкам, площадя́м и храмам.
— Он жил в Москве?
— Да, Карл Петрович — москвич. Окончил Московское училище живописи и ваяния. Потом несколько лет провёл в Санкт-Петербурге, учился в Императорской Академии художеств, на курсе Карла Брюллова. Получил звание академика. И снова вернулся в Москву. Первопрестольная стала для художника главным источником творческого вдохновения.
— А когда была написана эта картина?
— Карл Петрович создал полотно «Вид Покровского собора в селе Измайлово» в конце 1830-х.
— То есть, в первой половине 19-го века... Почему тогда храм на полотне так странно выглядит? Кресты на куполах покосились и вот-вот упадут... А на крыше башенки, стоящей рядом, даже проросли молодые деревца. Такое запустение характерно, скорее, для 30-х годов ХХ, но уж никак не 19-го века!
— Не удивляйся, Наташенька. Вспомни историю — ведь не так давно отгремела Отечественная война 1812 года...
— То есть, храм стал таким после того, как в Москве побывали войска Наполеона?..
— Верно. Покровский собор в Измайлове тогда сильно пострадал. Французы жгли внутри него костры. Потом, вплоть до 40-х годов 19 века собор был закрыт, службы в нём не проводились. Храм ветшал, разрушался. Именно этот период и запечатлел на своей картине Карл Петрович Бодри.
— Но даже в таком состоянии Покровский собор не утратил величия! На полотне художника он выглядит живой, несломленной твердыней. И хотя над его куполами сгустились тучи, гроза проходит. Небо очищается, светлеет, и уже пробиваются сквозь облака лучи яркого солнца.
— Покровский собор у Карла Бодри словно символизирует весь русский народ, который в тяжёлой схватке с врагом не покорился, не отступил, и отстоял родную землю, словно разогнал сгустившиеся над нею тучи.
— На переднем плане картине можно разглядеть три человеческие фигуры. Художник изобразил их со спины. Один из них, наверное, что-то говорит, и рукой указывает на собор. Может быть, рассказывает его историю...
— А ведь мы с тобой, Наташенька, тоже — свидетели истории Покровского собора в Измайлове. Свидетели его возрождения.
— Сегодня, в XXI веке, в соборе по-прежнему звучат молитвы. Но сколько же всего он пережил — вместе с Москвой и всей Россией...
— Да, Наташа. И вспомнить об этом нам помогла картина Карла Петровича Бодри «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Кстати, если хочешь, пойдём с тобой на выходных в Государственный исторический музей, посмотрим на неё в подлиннике.
— С радостью, Маргарита Константиновна! Спасибо вам за приглашение. И за сегодняшний увлекательный рассказ.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема