Карл Бодри. «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Карл Бодри. «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны»

Карл Бодри. «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны»
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Коридор картиной галереи с посетителями.

— Ну вот, Наташенька, мы с тобой и помолились!

— После службы так светло на душе, так радостно! Да ещё в каком храме побывали — старинном Покровском соборе в Измайлове!

— Да, этот собор построили ещё в 17-м веке, когда Измайловский остров был царской резиденцией — при Алексее Михайловиче и его сыне, Фёдоре Алексеевиче.

— Кстати, Маргарита Константиновна, я тут недавно нашла одну репродукцию... И когда вы вчера позвонили и предложили пойти на Литургию сюда, в измайловский Покровский храм, решила с собой захватить. Посмотрите, пожалуйста, ведь это же он изображён на картине?

— Верно, Наташенька, это собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. И картина мне хорошо знакома. Её написал русский художник 19 века, Карл Петрович Бодри. Полотно находится в коллекции Государственного Исторического музея.

— А как оно называется?

— Называется просто: «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны»Карл Бодри был признанным мастером городского пейзажа. Большинство его картин посвящены московским улицам, переулкам, площадя́м и храмам.

— Он жил в Москве?

— Да, Карл Петрович — москвич. Окончил Московское училище живописи и ваяния. Потом несколько лет провёл в Санкт-Петербурге, учился в Императорской Академии художеств, на курсе Карла Брюллова. Получил звание академика. И снова вернулся в Москву. Первопрестольная стала для художника главным источником творческого вдохновения.

— А когда была написана эта картина?

— Карл Петрович создал полотно «Вид Покровского собора в селе Измайлово» в конце 1830-х.

— То есть, в первой половине 19-го века... Почему тогда храм на полотне так странно выглядит? Кресты на куполах покосились и вот-вот упадут... А на крыше башенки, стоящей рядом, даже проросли молодые деревца. Такое запустение характерно, скорее, для 30-х годов ХХ, но уж никак не 19-го века!

— Не удивляйся, Наташенька. Вспомни историю — ведь не так давно отгремела Отечественная война 1812 года...

— То есть, храм стал таким после того, как в Москве побывали войска Наполеона?..

— Верно. Покровский собор в Измайлове тогда сильно пострадал. Французы жгли внутри него костры. Потом, вплоть до 40-х годов 19 века собор был закрыт, службы в нём не проводились. Храм ветшал, разрушался. Именно этот период и запечатлел на своей картине Карл Петрович Бодри.

— Но даже в таком состоянии Покровский собор не утратил величия! На полотне художника он выглядит живой, несломленной твердыней. И хотя над его куполами сгустились тучи, гроза проходит. Небо очищается, светлеет, и уже пробиваются сквозь облака лучи яркого солнца.

— Покровский собор у Карла Бодри словно символизирует весь русский народ, который в тяжёлой схватке с врагом не покорился, не отступил, и отстоял родную землю, словно разогнал сгустившиеся над нею тучи.

— На переднем плане картине можно разглядеть три человеческие фигуры. Художник изобразил их со спины. Один из них, наверное, что-то говорит, и рукой указывает на собор. Может быть, рассказывает его историю...

— А ведь мы с тобой, Наташенька, тоже — свидетели истории Покровского собора в Измайлове. Свидетели его возрождения.

— Сегодня, в XXI веке, в соборе по-прежнему звучат молитвы. Но сколько же всего он пережил — вместе с Москвой и всей Россией...

— Да, Наташа. И вспомнить об этом нам помогла картина Карла Петровича Бодри «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Кстати, если хочешь, пойдём с тобой на выходных в Государственный исторический музей, посмотрим на неё в подлиннике.

— С радостью, Маргарита Константиновна! Спасибо вам за приглашение. И за сегодняшний увлекательный рассказ.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем