Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну вот, Наташенька, мы с тобой и помолились!
— После службы так светло на душе, так радостно! Да ещё в каком храме побывали — старинном Покровском соборе в Измайлове!
— Да, этот собор построили ещё в 17-м веке, когда Измайловский остров был царской резиденцией — при Алексее Михайловиче и его сыне, Фёдоре Алексеевиче.
— Кстати, Маргарита Константиновна, я тут недавно нашла одну репродукцию... И когда вы вчера позвонили и предложили пойти на Литургию сюда, в измайловский Покровский храм, решила с собой захватить. Посмотрите, пожалуйста, ведь это же он изображён на картине?
— Верно, Наташенька, это собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. И картина мне хорошо знакома. Её написал русский художник 19 века, Карл Петрович Бодри. Полотно находится в коллекции Государственного Исторического музея.
— А как оно называется?
— Называется просто: «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Карл Бодри был признанным мастером городского пейзажа. Большинство его картин посвящены московским улицам, переулкам, площадя́м и храмам.
— Он жил в Москве?
— Да, Карл Петрович — москвич. Окончил Московское училище живописи и ваяния. Потом несколько лет провёл в Санкт-Петербурге, учился в Императорской Академии художеств, на курсе Карла Брюллова. Получил звание академика. И снова вернулся в Москву. Первопрестольная стала для художника главным источником творческого вдохновения.
— А когда была написана эта картина?
— Карл Петрович создал полотно «Вид Покровского собора в селе Измайлово» в конце 1830-х.
— То есть, в первой половине 19-го века... Почему тогда храм на полотне так странно выглядит? Кресты на куполах покосились и вот-вот упадут... А на крыше башенки, стоящей рядом, даже проросли молодые деревца. Такое запустение характерно, скорее, для 30-х годов ХХ, но уж никак не 19-го века!
— Не удивляйся, Наташенька. Вспомни историю — ведь не так давно отгремела Отечественная война 1812 года...
— То есть, храм стал таким после того, как в Москве побывали войска Наполеона?..
— Верно. Покровский собор в Измайлове тогда сильно пострадал. Французы жгли внутри него костры. Потом, вплоть до 40-х годов 19 века собор был закрыт, службы в нём не проводились. Храм ветшал, разрушался. Именно этот период и запечатлел на своей картине Карл Петрович Бодри.
— Но даже в таком состоянии Покровский собор не утратил величия! На полотне художника он выглядит живой, несломленной твердыней. И хотя над его куполами сгустились тучи, гроза проходит. Небо очищается, светлеет, и уже пробиваются сквозь облака лучи яркого солнца.
— Покровский собор у Карла Бодри словно символизирует весь русский народ, который в тяжёлой схватке с врагом не покорился, не отступил, и отстоял родную землю, словно разогнал сгустившиеся над нею тучи.
— На переднем плане картине можно разглядеть три человеческие фигуры. Художник изобразил их со спины. Один из них, наверное, что-то говорит, и рукой указывает на собор. Может быть, рассказывает его историю...
— А ведь мы с тобой, Наташенька, тоже — свидетели истории Покровского собора в Измайлове. Свидетели его возрождения.
— Сегодня, в XXI веке, в соборе по-прежнему звучат молитвы. Но сколько же всего он пережил — вместе с Москвой и всей Россией...
— Да, Наташа. И вспомнить об этом нам помогла картина Карла Петровича Бодри «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Кстати, если хочешь, пойдём с тобой на выходных в Государственный исторический музей, посмотрим на неё в подлиннике.
— С радостью, Маргарита Константиновна! Спасибо вам за приглашение. И за сегодняшний увлекательный рассказ.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С одной стороны, Церковь неустанно призывает своих чад к как можно более частому причащению святых Христовых Тайн, с другой — причащаться могут далеко не все, ведь есть те грехи, которые делают причащение невозможным. Многим такое положение дел кажется странным: Сам Христос не говорил о каких-либо ограничениях, а мы все так или иначе согрешаем, так почему одним причащаться можно, а другим нет? На этот вопрос исчерпывающий ответ даёт 10-я глава Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 10.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Из контекста только что прозвучавшего отрывка понятно, что поводом для его написания послужили грехи христиан Коринфа. В частности, их неосторожное отношение к идолослужению. Исследователи этого отрывка апостольского послания предполагают, что грех коринфян состоял в участии в языческих трапезах. Логика апостола Павла такова: да, идолы — это ничто, это пустышка, но служа кому-либо, кроме Бога, люди служат бесам. Как мы понимаем, эту апостольскую мысль можно продлить и сказать, что любое уклонение от исполнения Христовых заповедей — это ничто иное, как служение врагу рода человеческого.
Зачастую мы довольно лояльны к своим грехам. И мы не понимаем, почему же Церковь столь строга, особенно тогда, когда грехи касаются попрания базовых заповедей закона Моисея. Так, нет того священнослужителя, который не сталкивался бы с удивлением людей в тот момент, когда говорил о невозможности причащения Христовых Тела и Крови тех, кто живёт в так называемом гражданском браке, что, конечно же, и не гражданский, и не брак, а банальное сожительство, не предполагающее несения взаимной ответственности. Почему же Церковь так строга?
Апостол Павел даёт ответ: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Кор. 10:21). Эти слова святого апостола напоминают вот о чём: причащение Тела и Крови Христовых подразумевает, что человек соединяется со Христом. Но как может соединиться со Христом тот, кто не свободен от греха? Как может стать одним телом со Христом тот, кто даже не пытается уподобиться Христу в нравственной чистоте и святости? И какой смысл в таком причащении? Мы все прекрасно помним пример бывшего апостола Иуды, который, не будучи свободен от греха, причастился и сразу же после этого совершил предательство Спасителя — самое страшное преступление в истории человечества.
Нам не стоит забывать о предостережении апостола Павла. Да, мы не увлекаемся языческими культами, но у нас есть те грехи и пороки, которые нуждаются в искоренении, а потому ни в коем случае нельзя привыкать к собственному греховному состоянию: оно противоестественно и мешает нам быть истинными причастниками Тела и Крови Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
С кем поведешься. Виктория Галкина

С детства каждого из нас окружают разные люди: семья, друзья, одноклассники, коллеги, которые, на мой взгляд, влияют на нас. Мы можем даже не замечать, как перенимаем манеры отца, учимся стойкости у бабушки, упорству у отца, организованности у начальника. Тренируем чувство юмора в общении с друзьями. Но, увы, не всегда влияние людей сказывается положительно. Особенно опасно, когда происходят изменения в твоих отношениях с Богом.
Я вспоминаю своих знакомых, которые вышли замуж за неверующих мужчин. На этапе знакомства все у них было прекрасно, в вопросе веры — умалчивания, либо избегание темы. Свадьба и ... новая реальность. Когда наступало воскресенье, нужно было идти в храм, случалось, мужчины начинали отговаривать идти в церковь или даже требовать остаться дома.
Неделя, две, а потом мои приятельницы переставали ходить на службы, делая выбор в пользу мужа. Самое печальное в этом то, что они не становились счастливыми. Я часто слышала от них слова: «как пусто на душе, как хочется в церковь, к Богу». И я очень понимаю эти слова.
В моей жизни тоже был период, когда я окружила себя неверующими людьми и незаметно перестала ходить в храм, стала реже молиться, начала уделять время и внимание абсолютно другим вещам. Но я заметила, что отсутствие Бога в моей жизни, буквально разрушает изнутри. Ощущала пустоту, отсутствие света, легкости, всего, что было так дорого сердцу. Мое окружение не заполняло эту пустоту. Чувствовала, словно из меня, как из сосуда, вылили содержимое.
Когда я осознала это, первым делом поехала в храм. И как будто вернулась домой. Внутри стало так тепло! Я прослезилась, от осознания того, насколько сильно заблуждалась. Как вообще могла забыть о главном в своей жизни, о Боге, о самой себе, о спасении?
Выходит, что окружение, не близкое по духу, влияет на мою веру. Но разве это не моя вина? Разве не я сама, делаю выбор отправиться на прогулку, вместо воскресной службы? Разве не могу зайти в храм в другой день? Все вопросы ко мне.
Я осознала, насколько важно сохранять в себе веру, ценить церковную жизнь, таинства и быть независимой в убеждениях, не предавать свои устои. И тогда каждый день будет наполненным, с миром в душе. Тогда сможешь помочь и другим. Как говорил святой апостол Павел, «неверующий муж освящается женою верующею и жена неверующая освящается мужем верующим».
Автор: Виктория Галкина
Все выпуски программы Частное мнение
Поможем Андрюше совершить звуковые открытия!

Недавно трёхлетний Андрей сделал множество важных открытий. Узнал какой у него голос и как разговаривают папа с мамой, впервые услышал колокольный звон в том храме, куда они ходят всей семьёй, и много чего ещё!
Первый год своей жизни Андрюша совсем ничего не слышал. Мальчик часто теребил руками уши, стучал по ним погремушкой, но взрослые думали, что это всё из-за стресса. А показать ребёнка врачу возможности не было. Тогда, в 2022 году, город, где жила семья, оказался в зоне боевых действий. Долгое время родители вместе с маленьким Андреем прятались в подвале дома. И когда, наконец, представился шанс бежать — они эвакуировались в Россию, в город Сергиев Посад.
Когда удалось попасть к врачу, родители узнали, что их сынок не слышит. Исправить ситуацию помогала кохлеарная имплантация. Андрею вживили в уши специальные слуховые приборы. И после этого мир для него неожиданно зазвучал. Оказалось, что вокруг столько всего интересного! Мальчик начал активно развиваться, играть с детьми на площадке. И хотя Андрей пока мало понимает, что ему говорят, всё равно тянется к окружающим.
Чтобы ребёнок научился полноценно слышать и сам заговорил — одного слухового аппарата мало. Важно обязательно пройти несколько курсов реабилитации. Иначе сам по себе слуховой прибор будет неэффективен.
Сейчас Андрею нужно попасть на двухнедельный курс по восстановлению слуха и речи. Занятия платные и у семьи, недавно перебравшейся из Донецкой области, нет возможности их оплатить. Поэтому они обратились за поддержкой в фонд «Страна-детям».
На сайте фонда открыт сбор для трёхлетнего Андрея, и вы можете ему помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов