Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну вот, Наташенька, мы с тобой и помолились!
— После службы так светло на душе, так радостно! Да ещё в каком храме побывали — старинном Покровском соборе в Измайлове!
— Да, этот собор построили ещё в 17-м веке, когда Измайловский остров был царской резиденцией — при Алексее Михайловиче и его сыне, Фёдоре Алексеевиче.
— Кстати, Маргарита Константиновна, я тут недавно нашла одну репродукцию... И когда вы вчера позвонили и предложили пойти на Литургию сюда, в измайловский Покровский храм, решила с собой захватить. Посмотрите, пожалуйста, ведь это же он изображён на картине?
— Верно, Наташенька, это собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. И картина мне хорошо знакома. Её написал русский художник 19 века, Карл Петрович Бодри. Полотно находится в коллекции Государственного Исторического музея.
— А как оно называется?
— Называется просто: «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Карл Бодри был признанным мастером городского пейзажа. Большинство его картин посвящены московским улицам, переулкам, площадя́м и храмам.
— Он жил в Москве?
— Да, Карл Петрович — москвич. Окончил Московское училище живописи и ваяния. Потом несколько лет провёл в Санкт-Петербурге, учился в Императорской Академии художеств, на курсе Карла Брюллова. Получил звание академика. И снова вернулся в Москву. Первопрестольная стала для художника главным источником творческого вдохновения.
— А когда была написана эта картина?
— Карл Петрович создал полотно «Вид Покровского собора в селе Измайлово» в конце 1830-х.
— То есть, в первой половине 19-го века... Почему тогда храм на полотне так странно выглядит? Кресты на куполах покосились и вот-вот упадут... А на крыше башенки, стоящей рядом, даже проросли молодые деревца. Такое запустение характерно, скорее, для 30-х годов ХХ, но уж никак не 19-го века!
— Не удивляйся, Наташенька. Вспомни историю — ведь не так давно отгремела Отечественная война 1812 года...
— То есть, храм стал таким после того, как в Москве побывали войска Наполеона?..
— Верно. Покровский собор в Измайлове тогда сильно пострадал. Французы жгли внутри него костры. Потом, вплоть до 40-х годов 19 века собор был закрыт, службы в нём не проводились. Храм ветшал, разрушался. Именно этот период и запечатлел на своей картине Карл Петрович Бодри.
— Но даже в таком состоянии Покровский собор не утратил величия! На полотне художника он выглядит живой, несломленной твердыней. И хотя над его куполами сгустились тучи, гроза проходит. Небо очищается, светлеет, и уже пробиваются сквозь облака лучи яркого солнца.
— Покровский собор у Карла Бодри словно символизирует весь русский народ, который в тяжёлой схватке с врагом не покорился, не отступил, и отстоял родную землю, словно разогнал сгустившиеся над нею тучи.
— На переднем плане картине можно разглядеть три человеческие фигуры. Художник изобразил их со спины. Один из них, наверное, что-то говорит, и рукой указывает на собор. Может быть, рассказывает его историю...
— А ведь мы с тобой, Наташенька, тоже — свидетели истории Покровского собора в Измайлове. Свидетели его возрождения.
— Сегодня, в XXI веке, в соборе по-прежнему звучат молитвы. Но сколько же всего он пережил — вместе с Москвой и всей Россией...
— Да, Наташа. И вспомнить об этом нам помогла картина Карла Петровича Бодри «Измайлово. Вид Покровского собора с юго-западной стороны». Кстати, если хочешь, пойдём с тобой на выходных в Государственный исторический музей, посмотрим на неё в подлиннике.
— С радостью, Маргарита Константиновна! Спасибо вам за приглашение. И за сегодняшний увлекательный рассказ.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Бутовский реквием». Игорь Гарькавый, монахиня Амвросия (Хромова)
У нас в студии были директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый и насельница женского монастыря в честь Державной иконы Богородицы в Калининградской области монахиня Амвросия (Хромова).
Разговор шел о подвиге новомучеников, а также о поэме нашей гостьи «Бутовский реквием», посвященной людям, расстрелянным за веру на Бутовском полигоне в 30-е годы прошлого века.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Четвертая беседа с Игорем Гарькавым была посвящена людям, пострадавшим на Бутовском полигоне (30.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
 
                                    
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День памяти жертв политических репрессий;
— Служение священников в зоне военных действий;
— Современные Российско-Китайские отношения;
— Диалоги культур разных стран;
— «Наивные» вопросы о Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 31.10.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
 
                                    
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Кира Лаврентьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианская культура Востока;
— Свидетельство о Христе и мученичество;
— Материалы Академии журнала «Фома» ко дню рождения Ивана Алексеевича Бунина;
— Жизнь и служение Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал



 
 



