Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита, у меня к тебе вопрос на тему искусства!
— Слушаю, Олечка! И надеюсь, что смогу на него ответить.
— Хочется узнать твоё мнение. Я тут недавно задумалась: а ведь у большинства известных художников была любимая тема. Ну вот, допустим, Айвазовский рисовал преимущественно море. А, например, Куинджи, называли мастером лунного света. Художники не уставали от одной и той же темы в творчестве?
— Интересный вопрос, Оля! Не думаю, что живописцы сознательно ставили себе какие-то творческие рамки. Безусловно, они старались писать то, что их больше всего привлекало, вдохновляло и удавалось. Но взять, к примеру, Шишкина — он любил лес, и самые знаменитые его полотна — это лесные пейзажи. А между тем, есть у него и замечательные портреты.
— Точно! Например, «Дама с собачкой»!
— Вот видишь! Или Айвазовский, которого ты сейчас привела в пример. Конечно, Иван Константинович известен прежде всего как непревзойдённый маринист. Но ведь у него и лунных пейзажей, пожалуй, не меньше, чем у Куинджи. И как потрясающе он их писал!
— А у тебя есть какое-нибудь так называемое «лунное» полотно Айвазовского? Хочется посмотреть!
— Подожди минутку — сейчас принесу альбом с репродукциями его работ. Уверена, там мы без труда найдём такую картину.
— А я как раз очки надену пока.
— Вот, Оля, взгляни. Красивый пейзаж, правда? Это картина «Лунная ночь на берегу моря». Под таким названием она экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Хотя сам Айвазовский называл свою работу по-другому: «Ночь на горе Афонской». Он создал полотно в 1852-м году. Вероятно, оно навеяно воспоминаниями о поездке в Грецию, которую Айвазовский совершил в 1845-м. Он был тогда уже художником Главного Морского штаба, и в этом качестве сопровождал Великого князя Константина Николаевича Романова в паломничестве по святыням православного Востока.
— Знаешь, Маргарита, а я ведь, наверно, и не догадалась бы сама, что это работа Айвазовского! Уж слишком спокойное для его картин море. Да и главный акцент сделан вовсе не на нём. Большую часть полотна занимает берег. На нём — деревья и каменные строения. Древние, судя по всему. Ты сказала, что действие картины происходит на Афоне — вероятно, это один из монастырей Святой Горы. Интересно, какой?
— По всей видимости, это Ксилургу — скит русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Ксилургу считается одной из древнейших обителей на Афоне. Айвазовский был поражён молитвенной тишиной и красотой скита. И во время пребывания в нём постоянно делал в блокноте записи и зарисовки.
— Действительно, неземная красота! Вдали залитое лунным светом море и скалы неприступного берега. На склоне шелестят кронами тонкие кипарисы. В одном из окошек обители горит свет — наверное, кто-то из монахов молится в келье. Ещё один монах, седобородый старец, сидит на камне с открытой книгой в руках. Он тоже молится. Вся картина наполнена безмолвием и священной, молитвенной атмосферой.
— А какая на полотне луна! Оля, обрати внимание — ведь ты хотела увидеть именно луну Айвазовского!
— Потрясающая! Луна стоит высоко над морем, в лёгкой дымке. Несмотря на то, что на полотне ночь, далеко вокруг разливается её ясный, тихий свет.
— Интересно, что Иван Константинович Айвазовский советовал рассматривать его лунные пейзажи особенным образом: сосредоточиться сначала на самой луне, и уже потом медленно переводить взгляд на другие детали картины.
— Попробую последовать совету автора шедевра... Просто невероятно! Я чувствую себя так, словно вдруг очутилась там, на Афонских скалах, под этим лунным светом, у стен древнего монастыря...
— Видишь, на что способен талант! Ведь в реальной жизни мы с тобой, увы, никогда там не побываем — женщинам доступ на Святую гору Афон закрыт.
— Да, Маргарита, теперь я поняла: для настоящего художника нет в творчестве невозможного! Вот и Айвазовский: смог и «Девятый вал» изобразить, и «Морской бой». И тихую, молитвенную и благоговейную «Лунную ночь на берегу моря».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







