Иван Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря

Иван Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря
Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Коридор картиной галереи с посетителями.

— Маргарита, у меня к тебе вопрос на тему искусства!

— Слушаю, Олечка! И надеюсь, что смогу на него ответить.

— Хочется узнать твоё мнение. Я тут недавно задумалась: а ведь у большинства известных художников была любимая тема. Ну вот, допустим, Айвазовский рисовал преимущественно море. А, например, Куинджи, называли мастером лунного света. Художники не уставали от одной и той же темы в творчестве?

— Интересный вопрос, Оля! Не думаю, что живописцы сознательно ставили себе какие-то творческие рамки. Безусловно, они старались писать то, что их больше всего привлекало, вдохновляло и удавалось. Но взять, к примеру, Шишкина — он любил лес, и самые знаменитые его полотна — это лесные пейзажи. А между тем, есть у него и замечательные портреты.

— Точно! Например, «Дама с собачкой»!

— Вот видишь! Или Айвазовский, которого ты сейчас привела в пример. Конечно, Иван Константинович известен прежде всего как непревзойдённый маринист. Но ведь у него и лунных пейзажей, пожалуй, не меньше, чем у Куинджи. И как потрясающе он их писал!

— А у тебя есть какое-нибудь так называемое «лунное» полотно Айвазовского? Хочется посмотреть!

— Подожди минутку — сейчас принесу альбом с репродукциями его работ. Уверена, там мы без труда найдём такую картину.

— А я как раз очки надену пока.

— Вот, Оля, взгляни. Красивый пейзаж, правда? Это картина «Лунная ночь на берегу моря». Под таким названием она экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Хотя сам Айвазовский называл свою работу по-другому: «Ночь на горе Афонской». Он создал полотно в 1852-м году. Вероятно, оно навеяно воспоминаниями о поездке в Грецию, которую Айвазовский совершил в 1845-м. Он был тогда уже художником Главного Морского штаба, и в этом качестве сопровождал Великого князя Константина Николаевича Романова в паломничестве по святыням православного Востока.

— Знаешь, Маргарита, а я ведь, наверно, и не догадалась бы сама, что это работа Айвазовского! Уж слишком спокойное для его картин море. Да и главный акцент сделан вовсе не на нём. Большую часть полотна занимает берег. На нём — деревья и каменные строения. Древние, судя по всему. Ты сказала, что действие картины происходит на Афоне — вероятно, это один из монастырей Святой Горы. Интересно, какой?

— По всей видимости, это Ксилургу — скит русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Ксилургу считается одной из древнейших обителей на Афоне. Айвазовский был поражён молитвенной тишиной и красотой скита. И во время пребывания в нём постоянно делал в блокноте записи и зарисовки.

— Действительно, неземная красота! Вдали залитое лунным светом море и скалы неприступного берега. На склоне шелестят кронами тонкие кипарисы. В одном из окошек обители горит свет — наверное, кто-то из монахов молится в келье. Ещё один монах, седобородый старец, сидит на камне с открытой книгой в руках. Он тоже молится. Вся картина наполнена безмолвием и священной, молитвенной атмосферой.

— А какая на полотне луна! Оля, обрати внимание — ведь ты хотела увидеть именно луну Айвазовского!

— Потрясающая! Луна стоит высоко над морем, в лёгкой дымке. Несмотря на то, что на полотне ночь, далеко вокруг разливается её ясный, тихий свет.

— Интересно, что Иван Константинович Айвазовский советовал рассматривать его лунные пейзажи особенным образом: сосредоточиться сначала на самой луне, и уже потом медленно переводить взгляд на другие детали картины.

— Попробую последовать совету автора шедевра... Просто невероятно! Я чувствую себя так, словно вдруг очутилась там, на Афонских скалах, под этим лунным светом, у стен древнего монастыря...

— Видишь, на что способен талант! Ведь в реальной жизни мы с тобой, увы, никогда там не побываем — женщинам доступ на Святую гору Афон закрыт.

— Да, Маргарита, теперь я поняла: для настоящего художника нет в творчестве невозможного! Вот и Айвазовский: смог и «Девятый вал» изобразить, и «Морской бой». И тихую, молитвенную и благоговейную «Лунную ночь на берегу моря».


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем