Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Ой, как ароматно у вас пахнет!
— Здравствуй, Настенька! Ты как раз вовремя: я блинов напекла. Масленица ведь идёт. Проходи, чай будем пить.
— Спасибо, Маргарита Константиновна. Люблю блины! И Масленицу тоже.
— Да, Масленица, или Сырная седмица — удивительное время. Преддверие Великого Поста. Мы мысленно к нему готовимся в эти дни. Масленая неделя называется ещё мясопустной — то есть, мясная пища уже не позволяется. Но зато можно хоть каждый день есть блины — с маслом, сметаной, вареньем. Такая вот традиция.
— Маргарита Константиновна, а раньше на Масленицу в Москве устраивали катание с ледяных гор! Их даже специально строили. Я об этом недавно читала.
— Правда, Настенька, была в Москве такая традиция. И сохранялась она вплоть до революции 1917 года. Кстати, а хочешь сама всё увидеть?
— Конечно хочу! Только как?
— Очень просто! Подожди только минутку, я кое-что найду.
— Я пока блин доем!
— Вот, смотри, Настя. Это репродукция картины художника Жерара Делабарта. Называется она «Ледяные горы в Москве на Неглинке во время Масленой недели». Подлинник находится в Государственном русском музее Санкт- Петербурга.
— Ух ты! Сколько народа! А горы — ну, прямо, настоящие трамплины! А какое время изображено на картине, Маргарита Константиновна?
— Жерар Делабарт запечатлел на полотне Масленицу 1795 года. Это конец эпохи Екатерины Второй.
— Жерар Делабарт... Он, наверное, француз?
— Да, Настенька. Французский пейзажист. К сожалению, до нас не дошло почти никаких биографических сведений о художнике. Известно только, что весьма продолжительное время — при Екатерине Второй, а потом и при Павле Первом — он жил и работал в России. А вот когда именно приехал, вернулся ли потом во Францию, или навсегда остался здесь — этого мы, увы, не знаем. Зато знаем его картины, на которых он с большой любовью запечатлевал Москву.
— Я вот как раз пытаюсь угадать, что за место изображено на полотне. Из названия понятно, что действие происходит где-то на Неглинке. То есть, наверное, рядом с современной Неглинной улицей?
— Я думаю, художник имел в виду не улицу, а реку Неглинку. Это сегодня мы её не видим, потому что она находится под землёй. А в конце 18 века Неглинка открыто протекала по самому центру города. На её берегу, у Кремлёвских стен, как раз и проходили традиционные городские масленичные гуляния.
— Так и думала, что высокая белая башня на картине — одна из Кремлёвских! Я ведь знаю, что раньше стены и башни Кремля были не красными, как сейчас, а белыми.
— Да, верно! Ледяная гора, которую мы видим на дальнем плане картины расположена как раз у Воскресенских кремлёвских ворот. Рядом с нею — Угловая Арсенальная башня. Но видна и Средняя Арсенальная башня, и сам Арсенал — государственное хранилище оружия и боеприпасов.
— Даже по сравнению с кремлёвскими башнями горки на картине выглядят совсем немаленькими. Представляю, какие эмоции испытывали люди, когда скатывались с них!
— Мой любимый писатель Иван Шмелёв в автобиографическом романе «Лето Господне» оставил удивительные воспоминания о московском масленичном катании с гор.
— Прочтите, Маргарита Константиновна!
— С удовольствием. Подай мне, Настенька, пожалуйста, книгу — она лежит на столике. Я её как раз перечитываю.
— Вот, держите, Маргарита Константиновна.
— Спасибо, дорогая. Так, это должно быть в главе про Масленицу... Вот, слушай: «В субботу, после блинов, едем кататься с гор. Они из дерева и залиты льдом. Черно на горах народом. В страхе гляжу вперёд... Далеко внизу ледяная дорожка. Дух захватывает, и падает сердце на раскате».
— Ну, в точности, атмосфера как на картине Жерара Делабарта! А напомните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как она называется?
— «Ледяные горы в Москве на Неглинке во время Масленой недели».
— Жалко, что сейчас такие не строят. Но даже просто глядя на картину, я будто бы сама побывала в старой Москве на Масленице, и покаталась с гор.
— Ну, если так — то теперь самое время выпить ещё по чашке горячего чая с блинами!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







