Все священнослужители Православной Церкви делятся на три вида или степени. Нижняя степень церковного служения – это диаконы. Диакон – помощник священника или епископа при совершении ими богослужения. Диакон – еще и настоящее лицо службы. Подчас от того насколько благозвучно он произносит молитвенные прошения, насколько правильно выполняет он свои действия, зависит, как богослужение в целом воспринимается людьми.
Если диакон обладает хорошим голосом, служит благоговейно, то молящиеся в храме проникаются его настроением и в храме чувствуется искренняя совместная молитва. Если же диакон суетится, ведет себя небрежно, неминуемо и вся служба приобретает именно такой характер – суетный и небрежный. Вот так от нижней степени священнослужителей зависит весь ход богослужения.
Случается такое - есть в храме благоговейный диакон с хорошим голосом, настоящее украшение богослужения. И служит он уже много лет. Все бы хорошо, но возникает нужда в священнике для этого храма. И вот этого диакона возводят в сан священника, и он вынужден служить теперь иначе – как священник. То есть теперь у прихожан нет возможности видеть те элементы службы, которые были когда у них имелся в храме диакон.
В Русской Церкви с этой ситуацией приходится просто смириться. Рукоположили талантливого диакона во священники – значит все, пусть служит как священник. А вот в Грузинской Церкви до недавнего времени существовал обычай, когда диаконские обязанности на службе мог исполнять священник.
Происходило это, когда на службе вовсе не было диакона. Тогда кому-то из священников, обычно самому молодому, поручалось надеть диаконские облачения и служить как диакону. Но случалось и иное.
Один мой знакомый как-то присутствовал на богослужении, которое совершал предыдущий Грузинский Патриарх-Католикос – Давид 5. Рядом с Патриархом находился старый диакон с необычайно красивым голосом. И служил он, надо сказать, очень чинно и благоговейно.
Когда служба окончилась, мой знакомый увидел, как этот диакон, сняв богослужебное облачение, надел рясу, повседневную одежду служителей Церкви, а поверх нее крест. То есть оделся он как священник. Оказалось, что так оно есть – он был священником. А на эту службу Патриарх попросил его служить в качестве диакона – из-за его красивого голоса и благоговейной манеры служения.
В Грузии этот обычай сейчас соблюдается редко. А вот в Румынии вы сможете увидеть диаконов, которые во время богослужения носят на шее крест – такой же как у священника. Это награда за, как в Церкви говорят, беспорочное служение.
Вот такие перипетии бывают в Православной Церкви. Самое главное, что они имеют только одну цель – сделать богослужение еще более красивым и запоминающимся.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о том, как в Грузинской Церкви священник может исполнять обязанности диакона.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема