Все священнослужители Православной Церкви делятся на три вида или степени. Нижняя степень церковного служения – это диаконы. Диакон – помощник священника или епископа при совершении ими богослужения. Диакон – еще и настоящее лицо службы. Подчас от того насколько благозвучно он произносит молитвенные прошения, насколько правильно выполняет он свои действия, зависит, как богослужение в целом воспринимается людьми.
Если диакон обладает хорошим голосом, служит благоговейно, то молящиеся в храме проникаются его настроением и в храме чувствуется искренняя совместная молитва. Если же диакон суетится, ведет себя небрежно, неминуемо и вся служба приобретает именно такой характер – суетный и небрежный. Вот так от нижней степени священнослужителей зависит весь ход богослужения.
Случается такое - есть в храме благоговейный диакон с хорошим голосом, настоящее украшение богослужения. И служит он уже много лет. Все бы хорошо, но возникает нужда в священнике для этого храма. И вот этого диакона возводят в сан священника, и он вынужден служить теперь иначе – как священник. То есть теперь у прихожан нет возможности видеть те элементы службы, которые были когда у них имелся в храме диакон.
В Русской Церкви с этой ситуацией приходится просто смириться. Рукоположили талантливого диакона во священники – значит все, пусть служит как священник. А вот в Грузинской Церкви до недавнего времени существовал обычай, когда диаконские обязанности на службе мог исполнять священник.
Происходило это, когда на службе вовсе не было диакона. Тогда кому-то из священников, обычно самому молодому, поручалось надеть диаконские облачения и служить как диакону. Но случалось и иное.
Один мой знакомый как-то присутствовал на богослужении, которое совершал предыдущий Грузинский Патриарх-Католикос – Давид 5. Рядом с Патриархом находился старый диакон с необычайно красивым голосом. И служил он, надо сказать, очень чинно и благоговейно.
Когда служба окончилась, мой знакомый увидел, как этот диакон, сняв богослужебное облачение, надел рясу, повседневную одежду служителей Церкви, а поверх нее крест. То есть оделся он как священник. Оказалось, что так оно есть – он был священником. А на эту службу Патриарх попросил его служить в качестве диакона – из-за его красивого голоса и благоговейной манеры служения.
В Грузии этот обычай сейчас соблюдается редко. А вот в Румынии вы сможете увидеть диаконов, которые во время богослужения носят на шее крест – такой же как у священника. Это награда за, как в Церкви говорят, беспорочное служение.
Вот такие перипетии бывают в Православной Церкви. Самое главное, что они имеют только одну цель – сделать богослужение еще более красивым и запоминающимся.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о том, как в Грузинской Церкви священник может исполнять обязанности диакона.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер