
Когда я устроилась на новую работу, в офис, решила, что на моем рабочем месте обязательно должна стоять икона. И не важно, что большинство моих коллег в церковь не ходят. Я разместила на столе икону святых благоверных князей Петра и Февронии, которую мне привезли из Мурома, освященную на мощах. Конечно же, я и сама хотела бы приложиться к святым мощам покровителей супружества, но город Муром так далеко от Москвы...
И вот, радостное событие — мощи Петра и Февронии привозят в Москву, в храм Христа Спасителя! Обязательно нужно к ним съездить. Но когда? График пребывания мощей в храме совпадает с моим рабочим графиком, а в субботу и воскресение, как назло, доступа нет. Тогда я только-только стала посещать храм, и в голову приходили, разумеется, дерзновенные мысли новоначальной: «А что, если отправиться совсем рано с утра, до работы? Ну ведь не обязательно очередь должна быть огромной? Глядишь, и успею, пройду...» Но тут же охватывало уныние: «Нет, не успею. Очередь там будет огромная. Так и не доберусь, придется выбегать из очереди и мчаться на работу». «А что, если поехать вечером, после работы? Вдруг вечером успею, пройду до закрытия?..» Но снова приходило неверие: «Нет, не успею. Прямо перед носом двери храма закроются».
Наверное, еще долго огромное желание встречи со святыней боролось бы с искушениями, если бы в один прекрасный день я не почувствовала себя как-то нехорошо. То ли давление подскочило, то ли живот прихватило, одним словом, с работы пришлось отпроситься. Да и день был прямо скажем не прекрасный — лил проливной дождь.
Сижу я на кровати в пижаме, болею. А дома хлеба нет, надо в магазин. Вздыхая, собираюсь, выхожу. Как и была, в домашней одежде. Магазин-то недалеко, у метро — только куртку накидываю, надеваю резиновые сапоги и беру зонтик. Дохожу в таком виде до метро... И вдруг ноги сами несут меня не в булочную, а в метро. Сажусь в вагон, доезжаю до Кропоткинской и прямиком, будто в каком-то полусне, — к храму Христа Спасителя, к мощам!
Дождь льет, очереди нет! Прохожу без задержки к мощам, стараясь куртку не расстегивать да капюшон поглубже на голову надвинуть. Прикладываюсь к святыне... и, помолившись, еду домой, купив на обратном пути хлеба.
Иногда бывает, что Господь снисходит к нашим немощам, к нашему неверию, даже к нашей лени. Ведая сердца каждого из нас, Он щедро дарит подарки, не требуя жертв, ведь сказано — «Милости хочу, а не жертвы». И остается в душе радость от этой Милости и Чуда!
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.