Исторический квест в глубь веков — так называет журналист, режиссёр-документалист и писательница Юлия Варенцова свою книгу «День ангела. Рассказы о святых». Звучит неожиданно. И тем не менее, под обложкой этого сборника нас действительно ждёт увлекательное путешествие. В попытке воссоздать живой и близкий современному читателю образ святых — святителей и угодников, мучеников и преподобных, автор решила не ограничиваться простым пересказом их житий. Юлия Варенцова предприняла самое настоящее журналистское расследование: побывала в тех местах, где святые родились, жили, проповедовали. И на страницах своей книги постаралась донести до нас не только подробности их биографии, но и, например, историческую атмосферу той эпохи, в которую святые несли свой духовный подвиг, и связь с современностью. В результате получились не просто рассказы, а своеобразная реконструкция жизни подвижников, посвятивших себя служению Богу.
Стоит упомянуть, что книга Юлии Варенцовой «День Ангела» родилась из одноимённого цикла документальных программ на телеканале «Спас». По словам его генерального директора Бориса Корчевникова, и передачи, и выпущенная по их следам книга, дают почувствовать, что святые, даже те из них, которые жили на Земле очень давно, могут оказаться близкими и понятными. И стать для нас, людей 21 века, настоящими друзьями.
В том, что это не просто красивые слова, убеждаешься буквально с первых же страниц книги. Автор рассказывает о благоверной княгине Анне Кашинской. И 800 лет, которые разделяют нас с той эпохой, в которую жила святая, словно стираются. Возникает ощущение, что события происходят сегодня, сейчас. Вместе с Анной мы в тревоге провожаем в Золотую Орду, на ханский суд, её супруга, князя Михаила Тверского. А потом с горечью узнаём о его казни. Юлия Варенцова делится фактами, которые связывают далёкие события с нашими днями. Так, например, она рассказывает, что, когда тело мужа Анны Кашинской везли из Орды в Тверь, была сделана остановка в городе Маджары. Сегодня этот город называется Будённовск. В 1995 году больше тысячи его жителей были захвачены чеченскими террористами. Освобождавшая заложников группа спецподразделения «Альфа» с тех самых пор носит имя князя Михаила Тверского.
Большинство рассказов о святых в книге сопровождаются комментариями экспертов: историков, краеведов, культурологов, богословов, священников. К примеру, в главе, посвящённой святым благоверным князьям Петру и Февронии, сотрудница Муромского историко-художественного музея Юлия Пеженкова рассказывает о том, в каких обстоятельствах царь Иван Грозный дал обет построить в Муроме собор Рождества Пресвятой Богородицы, где долгое время пребывали мощи святых супругов.
В книге мы найдём увлекательные рассказы о Василии Блаженном, святителе Игнатии (Брянчанинове), преподобной Марии Египетской, оптинских старцах, крымских святых и многих других. Лаконичным журналистским языком автору удалось поведать о святых как о людях, живших когда-то среди нас, в динамичном современном ключе. При этом — с огромным тактом, уважением и благоговением. Когда читаешь книгу Юлии Варенцовой «День ангела», не покидает ощущение, что святые совсем рядом. И в любую минуту можно к ним обратиться.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»