Иван Сусанин — крестьянин, совершивший жертвенный подвиг, отдавший свою жизнь за русского государя. Именно эта история легла в основу знаменитой оперы композитора Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Зимой 1613 года в дом к Ивану Сусанину пришли поляки с требованием отвести их к царю Михаилу Федоровичу Романову. Поляки поклялись устранить нового русского царя. Иван Сусанин пообещал проводить поляков к государю, а вместо этого отвел их на болота, за которыми уже не было ни одной тропинки, лишь простирался непроходимый заснеженный лес.
30 ноября 1619 года Михаил Фёдорович издал жалованную грамоту, в которой о Сусанине говорилось: «Терпя от польских людей немерные пытки, про нас, великого государя, где мы в те поры были, тем людям не сказал, и замучили его до смерти».
Что писал о подвиге Сусанина Николай Васильевич Гоголь?

Зима 1613 года была холодной и вьюжной. Над костромской деревней Домнино опустились безлунные сумерки. В избе сельского старосты потрескивала печь. Хозяин, крепкий мужчина с длинной седой бородой, сидел за столом. Взрослая дочь в углу качала колыбель с младенцем. Её муж подбрасывал дрова в огонь. Внезапно под окнами захрустел снег, послышались голоса. А следом раздался громкий стук в дверь. Хозяин открыл. На пороге стояли несколько человек. По одежде — иностранцы, поляки. Без приветствий и церемоний старосту схватили и заломили ему руки за спину. Один из поляков обратился к мужчине «Говори, где прячется царь Михаил? Мы знаем, он где-то здесь! Не скажешь — смерть примешь». Хозяин наклонился и прошептал на ухо незваному гостю: «Недалече царь. Через лес идти надо. Дорога вот только опасная — болота там, увязнуть недолго. Приходите на рассвете — я провожу». Поляки ушли. Хозяин вернулся в избу. Велел зятю через сени, околицей села, тотчас бежать к царю — предупредить, что его ищут враги. «Пусть укроется в Ипатьевском монастыре». «А как же ты?» — спросила отца дочь, испуганно прижимая к груди младенца. «За меня не беспокойтесь», — ответил староста. Звали его Иван Сусанин.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал неразрывно государя с подданным», — писал о подвиге Сусанина Николай Васильевич Гоголь. Первый царь из династии Романовых, семнадцатилетний Михаил Фёдорович, венчался на царство в Успенском соборе московского Кремля в 1613 году. Россия переживала тогда непростое время. Впоследствии оно вошло в историю под названием Смутного. Несколько лет голода, самозванцы на троне, гражданские войны и стремление иностранцев во что бы то ни стало захватить власть и посадить на российский престол собственного императора. Особенным усердием отличались поляки. Они поклялись устранить нового русского царя. Зимой 1613-го Михаил Фёдорович со своей матерью, инокиней Марфой, гостил в одной из вотчин Романовых — селе Домнино под Костромой. Поляки решили застать его там врасплох и убить. Они надеялись, что среди местных жителей найдутся те, кто выдаст им место нахождения молодого государя — стоит только хорошенько им пригрозить. Вон как легко согласился староста проводить их к царю! Едва рассвело, по уговору, польский отряд вновь явился к дому Сусанина. Тот не обманул — вышел в тулупе и шапке. Кивком приказал полякам следовать за ним. В молчании миновали последний сельский двор и вошли в густой лес. Долго плутали в непролазном снегу, проваливаясь едва ли не по грудь. Когда вышли на болота, за которыми уже не было ни одной тропинки, лишь простирался непроходимый заснеженный лес, враги заподозрили неладное. «Куда ты нас завёл?», — грозно спросил Сусанина начальник отряда. «В нужное место», — усмехнулся Иван в седую бороду. С отчаянным криком поляки кинулись на него и изрубили саблями.
Молва о подвиге крестьянина, который отдал жизнь за спасение царя, разошлась по всей Руси. 30 ноября 1619 года Михаил Фёдорович издал жалованную грамоту, в которой о Сусанине говорилось: «терпя от польских людей немерные пытки, про нас, великого государя, где мы в те поры были, тем людям не сказал, и замучили его до смерти». Грамотой царь дарил родным Ивана Сусанина — дочери Антониде и зятю Богдану Собинину с детьми — половину деревни. И освобождал от всяких государственных повинностей и податей их самих, и всех их потомков.
История жертвенного подвига Сусанина дошла до нас в летописях и произведениях искусства. Она легла в основу знаменитой оперы композитора Михаил Глинки «Жизнь за царя». Драматург Николай Полевой написал об этом событии пьесу «Костромские леса» — «русскую быль в двух действиях». Поэт Кондратий Рылеев запечатлел образ Ивана Сусанина в одноимённой поэме. В уста героя он вложил слова, которые освещают всю суть его жизни и подвига: «Предателя, мнили, во мне вы нашли? / Их нет и не будет на Русской земли!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер