
Причудливое стихотворение встретилось мне однажды при чтении редкой антологии сочинений русских поэтов, посвящённых образу Богородицы, Её чудотворным иконам и связанным с Ней евангельским событиям.
Составил книгу мой современник и замечательный поэт Борис Романов (его стихи звучат в наших «Рифмах жизни»).
…Стихотворение поэта и переводчика Ивана Коневского под названием «Мадонна Васнецова» посвящено образу Божьей Матери с Младенцем, чудесной фреске, расположенной в центральной абсиде (то есть в алтарном выступе) – Владимирского собора в Киеве.
Василий Михайлович Васнецов, расписавший немало церквей, в том числе храм Спаса на Крови в Петербурге, трудился над фресками киевского Собора с 1885-го по 1896-й годы.
Богородичный образ он писал в течение двух лет.
До того, как художник начал свой труд над этой фреской, в соборе случилось событие, взволновавшее многих — от простых прихожан до губернатора города.
На штукатурке одной из стен храма чудесным образом проступило изображение женщины с мальчиком на руках. Потом оно исчезло, но его успели зарисовать.
В процессе работы Васнецову показали этот рисунок, очень похожий на создаваемый им образ Девы Марии. «Это воистину Божий заказ!» - воскликнул Василий Михайлович.
А теперь я прочитаю стихотворение поэта Ивана Коневского, написанное на рубеже двух веков - о васнецовском образе Богородицы.
Небо в вещих звездах…
Край, угрюмый и серый,
Весь в стоячих водах,
Мёртвых, как дух без веры…
Ниже – дневной небосклон,
Низкий, придавленный, тупо страдающий,
Выше – звёзд торжественный звон,
Полный отрады мерцающей…
Недуг снедает весь край:
Край – в лихорадке болотной…
Звёзды глубокие шепчут про рай,
Про таинство жизни бесплотной…
Жена над краем воздвигается:
Стопами на земле основана,
Глава звездами очарована,
От женщины той Бог рождается,
Бог-Младенец неисследимый,
Тот, о Ком так грустно бредим мы
В наших топях и песках…
Взор – порыв самозабвения
И огонь проникновения…
Дышит восторг вдохновения
В простёртых к небу руках!..
Матери лик величавый
Бездну во взоре таит –
Мир безысходной отравы,
Той, что нам всем предстоит,
Когда окрылится Младенец,
На нас Его духом пахнёт,
И что каждый из нас – отщепенец,
Наш род беспокойный поймёт…
Иван Коневский, «Мадонна Васнецова», 1899-й год
Всего 23 года прожил на белом свете поэт Иван Коневский, сыгравший немалую роль в становлении русского символизма. Он утонул в прибалтийской реке в 1901 году, оставив по себе благодарную память в истории поэзии Серебряного века.
Собратья по стихотворному цеху (что бывало в те времена не так уж и часто) - его любили и уважали.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема