
Причудливое стихотворение встретилось мне однажды при чтении редкой антологии сочинений русских поэтов, посвящённых образу Богородицы, Её чудотворным иконам и связанным с Ней евангельским событиям.
Составил книгу мой современник и замечательный поэт Борис Романов (его стихи звучат в наших «Рифмах жизни»).
…Стихотворение поэта и переводчика Ивана Коневского под названием «Мадонна Васнецова» посвящено образу Божьей Матери с Младенцем, чудесной фреске, расположенной в центральной абсиде (то есть в алтарном выступе) – Владимирского собора в Киеве.
Василий Михайлович Васнецов, расписавший немало церквей, в том числе храм Спаса на Крови в Петербурге, трудился над фресками киевского Собора с 1885-го по 1896-й годы.
Богородичный образ он писал в течение двух лет.
До того, как художник начал свой труд над этой фреской, в соборе случилось событие, взволновавшее многих — от простых прихожан до губернатора города.
На штукатурке одной из стен храма чудесным образом проступило изображение женщины с мальчиком на руках. Потом оно исчезло, но его успели зарисовать.
В процессе работы Васнецову показали этот рисунок, очень похожий на создаваемый им образ Девы Марии. «Это воистину Божий заказ!» - воскликнул Василий Михайлович.
А теперь я прочитаю стихотворение поэта Ивана Коневского, написанное на рубеже двух веков - о васнецовском образе Богородицы.
Небо в вещих звездах…
Край, угрюмый и серый,
Весь в стоячих водах,
Мёртвых, как дух без веры…
Ниже – дневной небосклон,
Низкий, придавленный, тупо страдающий,
Выше – звёзд торжественный звон,
Полный отрады мерцающей…
Недуг снедает весь край:
Край – в лихорадке болотной…
Звёзды глубокие шепчут про рай,
Про таинство жизни бесплотной…
Жена над краем воздвигается:
Стопами на земле основана,
Глава звездами очарована,
От женщины той Бог рождается,
Бог-Младенец неисследимый,
Тот, о Ком так грустно бредим мы
В наших топях и песках…
Взор – порыв самозабвения
И огонь проникновения…
Дышит восторг вдохновения
В простёртых к небу руках!..
Матери лик величавый
Бездну во взоре таит –
Мир безысходной отравы,
Той, что нам всем предстоит,
Когда окрылится Младенец,
На нас Его духом пахнёт,
И что каждый из нас – отщепенец,
Наш род беспокойный поймёт…
Иван Коневский, «Мадонна Васнецова», 1899-й год
Всего 23 года прожил на белом свете поэт Иван Коневский, сыгравший немалую роль в становлении русского символизма. Он утонул в прибалтийской реке в 1901 году, оставив по себе благодарную память в истории поэзии Серебряного века.
Собратья по стихотворному цеху (что бывало в те времена не так уж и часто) - его любили и уважали.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема