Что делать, если чадо совсем отбилось от рук и запустило учёбу в школе? И как поведение одного ребёнка отражается на остальных домочадцах? Ведь семья — это единое целое. Об этом расскажет знаменитая картина Фёдора Решетникова «Опять двойка».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Как хорошо, что я вас застал в Третьяковской галерее! Мне ваша помощь нужна!
— Добрый вечер, Ванечка! Я всегда рада тебе помочь. Что у тебя случилось?
— Нам по мировой художественной культуре задали написать сочинение о нравственных проблемах, которые раскрывали русские художники в своих произведениях. Учитель дал список картин. Мы с ребятами провели жеребьёвку, мне досталась «Опять двойка». Помните, там мальчик в очередной раз получил плохую оценку в школе, и родные на него смотрят с укоризной?
— Конечно, Ваня, я помню это замечательное полотно, которое написал в 1952 году художник Фёдор Решетников. Картина, кстати, экспонируется в соседнем зале. Давай отправимся туда, чтобы предмет разговора был у нас перед глазами. А по дороге объясни, пожалуйста, какой помощи ты от меня ждёшь?
— Понимаете, Маргарита Константиновна, полотно «Опять двойка» — о безответственном отношении к учебе. Подумаешь, проблема! Не слишком ли она мелкая? Не знаю, что писать!
— Когда человек страдает от какой-то проблемы, ему она не кажется мелкой. Тем более, когда речь идёт о нравственности, то есть способности делать выбор между плохим и хорошим. Здесь одна ошибка порождает другую, и проблемы образуют воронку, в которую оказываются втянутыми многие люди. Как раз такая ситуация на картине «Опять двойка», к которой мы с тобой подошли.
— Объясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, о какой воронке проблем вы говорите?
— Давай разбираться вместе. Главный герой полотна — мальчик лет десяти, как ты правильно заметил, запустил учёбу. Фёдор Решетников выразительно показывает, по какой причине это произошло. Школьник стоит взъерошенный, пальто на нём мятое. Портфель перевязан бечёвкой, поскольку замочек сломался.
— Ещё бы — в портфеле чего только нет, вон, даже коньки наружу торчат вверх лезвиями.
— Да. Перед нами портрет ребёнка, который каждый день увлечённо гоняет в хоккей, играет с ребятами во дворе и не успевает делать уроки. Казалось бы, невелика беда. Но двоек всё больше, навёрстывать упущенное всё трудней, атмосфера дома становится напряжённой. И нравственные проблемы, испытания совести, появляются у всех членов семьи.
— Так уж и у всех? Даже у младшего брата, который весело гоняет на велосипеде прямо по дому?
— Даже у этого малыша. Он получил плохой пример, и должен сделать выводы. Насколько они будут правильными — пока не известно. Меня, например, огорчает, что он подсмеивается над промахами старшего брата.
— А у старшей сестры двоечника какие проблемы? Она совсем на него не похожа. Аккуратная, организованная. Разложила тетрадки и книжки на столе, готовится заниматься. Наверное, отличница!
— Девочка и впрямь старается всё делать на совесть. Но по взгляду видно, что в её душе зародилось осуждение. Это червоточина, от которой трудно избавиться, она может отравить жизнь.
— А мама смотрит на мальчика с состраданием.
— Эта женщина, безусловно, страдает. Она посвятила себя детям, делает всё, чтобы им хорошо жилось. В доме чистота, порядок, у мальчиков есть велосипед и коньки — в пятидесятых годах двадцатого века это были настоящие сокровища. Героиня картины надеется, что сыновья и дочь станут хорошими людьми, но средний ребенок колеблет её надежду. «Что с ним будет дальше?», — эта мысль лишает женщину радости и покоя.
— Да, проблемы и впрямь нешуточные! Как же они решаются?
— Только любовью. Она помогает не забывать об ответственности перед ближними, даёт силы не осуждать оступившегося, укрепляет надежду. И я надеюсь, всё сложилось хорошо у героев шедевра Третьяковской галереи, картины Федора Решетникова «Опять двойка». Ведь семья, несмотря ни на что, всегда остаётся пристанищем любви.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











