Что делать, если чадо совсем отбилось от рук и запустило учёбу в школе? И как поведение одного ребёнка отражается на остальных домочадцах? Ведь семья — это единое целое. Об этом расскажет знаменитая картина Фёдора Решетникова «Опять двойка».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Как хорошо, что я вас застал в Третьяковской галерее! Мне ваша помощь нужна!
— Добрый вечер, Ванечка! Я всегда рада тебе помочь. Что у тебя случилось?
— Нам по мировой художественной культуре задали написать сочинение о нравственных проблемах, которые раскрывали русские художники в своих произведениях. Учитель дал список картин. Мы с ребятами провели жеребьёвку, мне досталась «Опять двойка». Помните, там мальчик в очередной раз получил плохую оценку в школе, и родные на него смотрят с укоризной?
— Конечно, Ваня, я помню это замечательное полотно, которое написал в 1952 году художник Фёдор Решетников. Картина, кстати, экспонируется в соседнем зале. Давай отправимся туда, чтобы предмет разговора был у нас перед глазами. А по дороге объясни, пожалуйста, какой помощи ты от меня ждёшь?
— Понимаете, Маргарита Константиновна, полотно «Опять двойка» — о безответственном отношении к учебе. Подумаешь, проблема! Не слишком ли она мелкая? Не знаю, что писать!
— Когда человек страдает от какой-то проблемы, ему она не кажется мелкой. Тем более, когда речь идёт о нравственности, то есть способности делать выбор между плохим и хорошим. Здесь одна ошибка порождает другую, и проблемы образуют воронку, в которую оказываются втянутыми многие люди. Как раз такая ситуация на картине «Опять двойка», к которой мы с тобой подошли.
— Объясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, о какой воронке проблем вы говорите?
— Давай разбираться вместе. Главный герой полотна — мальчик лет десяти, как ты правильно заметил, запустил учёбу. Фёдор Решетников выразительно показывает, по какой причине это произошло. Школьник стоит взъерошенный, пальто на нём мятое. Портфель перевязан бечёвкой, поскольку замочек сломался.
— Ещё бы — в портфеле чего только нет, вон, даже коньки наружу торчат вверх лезвиями.
— Да. Перед нами портрет ребёнка, который каждый день увлечённо гоняет в хоккей, играет с ребятами во дворе и не успевает делать уроки. Казалось бы, невелика беда. Но двоек всё больше, навёрстывать упущенное всё трудней, атмосфера дома становится напряжённой. И нравственные проблемы, испытания совести, появляются у всех членов семьи.
— Так уж и у всех? Даже у младшего брата, который весело гоняет на велосипеде прямо по дому?
— Даже у этого малыша. Он получил плохой пример, и должен сделать выводы. Насколько они будут правильными — пока не известно. Меня, например, огорчает, что он подсмеивается над промахами старшего брата.
— А у старшей сестры двоечника какие проблемы? Она совсем на него не похожа. Аккуратная, организованная. Разложила тетрадки и книжки на столе, готовится заниматься. Наверное, отличница!
— Девочка и впрямь старается всё делать на совесть. Но по взгляду видно, что в её душе зародилось осуждение. Это червоточина, от которой трудно избавиться, она может отравить жизнь.
— А мама смотрит на мальчика с состраданием.
— Эта женщина, безусловно, страдает. Она посвятила себя детям, делает всё, чтобы им хорошо жилось. В доме чистота, порядок, у мальчиков есть велосипед и коньки — в пятидесятых годах двадцатого века это были настоящие сокровища. Героиня картины надеется, что сыновья и дочь станут хорошими людьми, но средний ребенок колеблет её надежду. «Что с ним будет дальше?», — эта мысль лишает женщину радости и покоя.
— Да, проблемы и впрямь нешуточные! Как же они решаются?
— Только любовью. Она помогает не забывать об ответственности перед ближними, даёт силы не осуждать оступившегося, укрепляет надежду. И я надеюсь, всё сложилось хорошо у героев шедевра Третьяковской галереи, картины Федора Решетникова «Опять двойка». Ведь семья, несмотря ни на что, всегда остаётся пристанищем любви.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)