Исаак Левитан предпочитал жить вдали от городской суеты. Его вдохновляла природа. В картине «Золотая осень» художник использует необычный ракурс, — мы смотрим на реку с высоты, глазами птиц или ангелов. И видим, как прекрасен мир, созданный Богом!

— Маргарита Константиновна! Какая встреча! Вы тоже решили прогуляться по осеннему Коломенскому парку?
— Да, уж больно погода хорошая.
— И правда, смотрите, какое ясное синее небо! И это золото осенней листвы...
— Напоминает картину «Золотая осень» Левитана, не правда ли?
— Маргарита Константиновна, вы слишком высокого мнения обо мне! Я что-то припоминаю, но не уверен, что точно видел эту картину.
— Считайте, что видите прямо сейчас. Нам повезло: сегодня пейзажи в этом парке очень напоминают то, что изобразил на своем полотне художник Исаак Левитан. Картина так и называется «Золотая осень». Давайте я покажу вам её в интернете, и вы сами сможете убедиться!
— Спасибо, Маргарита Константиновна. О, да ведь и правда похоже! А что за место изобразил Левитан?
— Картину он начал писать ещё в своём имении в Тверской области, или, как бы сказали при его жизни — губернии. Художник жил в селении Горки, которое очень любил. Считается, что на картине он изобразил реку Съежу. Она протекала по древним, известным ещё с первого тысячелетия нашей эры, местам.
— Как интересно!
— Но закончил мастер свою работу уже в Москве, в начале 1896 года, где её тут же приобрёл известный русский коллекционер и меценат Павел Третьяков.
— Его можно понять.
— Согласна. Ведь уже тогда было ясно, что в мире появился ещё один великий мастер! Обстоятельства его рождения туманны, до сих пор трудно установить, рос ли Исаак Левитан со своими родителями или с дядей и тётей. Как бы то ни было, среди родных художника были увлекающиеся искусством люди, как, например, старший брат. Вслед за ним в 1873 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества поступил и тринадцатилетний Исаак. Его учителями были, ни много ни мало, Перов, Саврасов и Поленов.
— О таких педагогах можно только мечтать!
— Это правда! А повзрослев, художник покинул Москву, жил то во Владимирской, то в Тверской губерниях. В тихих спокойных местах, где нет городской суеты, но зато бескрайние просторы полей, реки и озёра, густые русские леса и живописные рощи. Природа вдохновляла его. И теперь мы с вами можем наслаждаться его прекрасными пейзажами.
— Я и сам, бывает, любуюсь красивым видом, как сейчас, в Коломенском парке, например, и думаю: красота-то какая! Жаль, что я не художник... И не могу так красиво природу изобразить. Кстати, на картине «Золотая осень» очень необычный ракурс, вы не находите?
— Верно! Это же касается и других работ Левитана! Почти на всех из них мы наблюдаем за пейзажем с высоты, словно это ракурс не человеческий, а более высокий, возвышенный...
— Как будто это угол зрения птиц?..
— Да, птиц или ангелов. Левитан будто подчёркивает: как величественна природа! Как бесконечно прекрасен мир, созданный Богом!
— Прекрасно сказано, Маргарита Константиновна! Спасибо вам за интереснейшую беседу! Что ж, пора идти... Был рад встрече!
— Взаимно, Леонид Сергеевич. Обязательно приходите к нам в Третьяковскую галерею, где можно увидеть подлинник картины Исаака Левитана «Золотая осень».
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема