
На улицах Константинополя было безмолвно и пусто. Обычно шумная и многолюдная, столица огромной Византийской Империи словно испуганно притихла. И не мудрено — в городе свирепствовала чума. Жители старались без крайней надобности не покидать свои жилища — нескольких недель эпидемии хватило, чтобы понять: чума не щадит никого.
Не обошла она стороной и царский дворец. Император Юстиниан Первый уже три дня лежал в лихорадке. Лучшие врачи империи ничего не могли сделать. Император и сам понимал, что дела его плохи. Отпустив докторов, он решил всецело положиться на Божью волю. Вскоре Юстиниану приснился необычный сон: он увидел незнакомого седого старца, и услышал голос, указывающий, что именно от этого человека император получит исцеление.
Через несколько дней во дворец пришёл пожилой мужчина с длинной седой бородой. Юстиниан не поверил своим глазам — это был тот самый старец из его недавнего сна! Этого человека знали в Константинополе как Сампсона Странноприимца — он был священником, лечил людей, ухаживал за больными, помогал нищим. В народе его считали святым, и говорили, что Бог наделил его чудесным даром исцеления.
И действительно — едва Сампсон коснулся тела императора куском ткани с лекарственными мазями, как тот сразу почувствовал облегчение. На следующее утро Юстиниан проснулся совершенно здоровым!
Император решил щедро отблагодарить Сампсона. Но тот решительно отказался от золота и драгоценностей. Вместо этого он попросил Юстиниана... построить в Константинополе больницу и приют для нищих и бездомных.
Император, не откладывая, с радостью взялся за строительство. И чем дальше оно продвигалось, тем больше Юстиниан понимал, что его простое желание отблагодарить перерастает в нечто большее. Он вдруг ощутил острую необходимость творить добро ради ближних так, как об этом говорится в Евангелии. Тем более, что ведь и сам он, до того, как по воле Божьей надел корону самой могущественной империи мира, был всего лишь сыном нищего крестьянина.
Конечно, как император Юстиниан заботился о своих подданных, защищая их интересы. Но это было его прямой обязанностью. Теперь он хотел помогать людям, руководствуясь ещё и собственной доброй волей. Больница и приют для бедняков, которые император построил по просьбе святого Сампсона, стали в этом своего рода отправной точкой. За короткое время Юстиниан открыл в Константинополе более тридцати лечебниц! Император повсеместно устраивал богадельни для престарелых, приюты для сирот и вдов, родильные дома. Он учредил в Константинополе первый госпиталь для прокажённых, где этим особенным больным был обеспечен постоянный и бесплатный уход.
Юстиниан вошёл в историю и как великий храмостроитель. На развалинах Иерусалимского Храма Юстиниан возвёл церковь во имя Божьей Матери, он построил монастырь Неопалимой Купины на Синае, храм Святого Иоанна в Эфесе, и многие другие. Но самый грандиозный проект император осуществил в Константинополе. Он возвёл легендарный храм Святой Софии — Премудрости Божьей. Многие дорогостоящие строительные и отделочные материалы были закуплены благодаря щедрым пожертвованиям императора.
Храм Святой Софии стал одним из величественнейших сооружений в мире. Под именем Великий вошёл в историю и его создатель — византийский император Юстиниан Первый.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.